?

Log in

No account? Create an account
Петербургские встречи - В Северном Ледовитом
February 4th, 2012
22:00

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Петербургские встречи
Петербург подарил мне сегодня четыре замечательных встречи.

Утром я был у Александры Александровны и Марка Дмитриевича Агронских. А. А. училась в Хоровом училище после войны (тогда — с фамилией Пожарская), когда ещё принимали девочек; а затем с 1960-х до 1990 была солисткой взрослой Капеллы. Женщина потрясающей красоты — внешней и внутренней. Благодарно хранящая воспоминания о Фёдоре Михайловиче Козлове и других капелльских однокашниках и коллегах. К сожалению, она не разделяет идею своего мужа о необходимости оформить эти воспоминания в виде документа, доступного массам. Однако готова делиться ими в личной беседе.

Александр Алексеевич Мурин и его супруга, скульптор Галина Васильевна, принимали меня в своей мастерской. А. А. учился в Хоровом училище двумя годами позже Александры Александровны, и его воспоминания несколько отличаются в деталях от её. Он, напротив, готов делиться ими со всеми желающими, поэтому выпустил книгу под названием Как очевидец, где собрал эссе о тех, с кем сводила его жизнь за прожитые 75 лет. Написал и о тех, кто жил задолго до него: о Бортнянском и Турчанинове, Львове и Ломакине. И мне не кажется преувеличением то, что он называет себя «очевидцем» событий, связанных с этими деятелями. Иногда и мне кажется, что я слышу шаги Глинки и скрип пера Бортнянского, не говоря о более поздних капелльских персонажах. Александр Алексеевич долго не хотел меня отпускать, а на дорогу завалил подарками. Так трогательно было наблюдать, как А.А. мечется по дому со словами: "Что же тебе подарить?", а я уже стою в дверях, держа на руках стопку из его книг, буклетов, фотографий, ксерокопий.

С Наталией Ивановной Прохоровой встречались на улице, сидя прямо в машине. Это тоже одна из девочек, учившихся в Капелле два девчачих послевоенных года. Сейчас она готовит очередной фортепианный сборник для учеников — её продукт пользуется спросом. У Наталии Ивановны свой метод работы, мне довольно сложно к нему приспособиться из-за компьютерных ограничений. Но я считаю, что автор не обязан вникать в эти заморочки, и должен чувствовать себя так, как будто ноты оформляются по мановению волшебной палочки. Кстати, это третий случай за последний месяц, когда мне говорят, что нужно делать ноты крупнее. Видимо, следует прислушаться.

В заключение дня я побывал на репетиции Хора мальчиков Петербурга, получив колоссальное удовольствие от работы своего друга, Вадима Александровича Пчёлкина, руководителя хора. Репертуар непростой, работа напряжённая. Когда в пении требовалась передышка, Вадик рассказывал какую-нибудь короткую историю. Не отвлечённую, а являющуюся яркой образной иллюстрацией к разучиваемой музыке. Настолько интересно мне было только на репетициях у Елизаветы Петровны Кудрявцевой и Фёдора Михайловича Козлова.
     В хоре я оказался в теноровой партии рядом с юношей Антоном, которого давно знаю по фотографиям, но лично познакомился с ним впервые. Первый час репетиции Антон безуспешно пытался залогиниться В Контакте через мобильник. Впрочем, не забывая петь. Было очень интересно наблюдать проявления процессов, происходивших в его голове. Закончили одно произведение, открыли следующую партитуру — а Антон сидит с предыдущей. Показываю ему глазами, что мы поём уже другую музыку. А он показывает последний такт предыдущей партитуры: "Я пытаюсь понять, почему здесь в последнем такте целая нота при размере две первых" — "Может быть, в начале был затакт?" Открываем начало — затакта нет.
     Тут я вспоминаю диалог с Борисом Герасимовым, сборник хоровой музыки которого мы сейчас готовим к изданию. Я: «В последнем такте, может быть, вместо целой дать бревис? Это было бы ближе к размеру 7/4. Не обязательно точно выписывать полную длительность такта, однако для заполнения целого такта в таких "длинных" размерах обычно пользуются бревисом, а не целой». Б.Г.: «Бревис в последнем такте вынудит дирижёра тянуть ноту слишком долго. Выписанная пауза в последнем такте плохо выглядит . У дирижёра здесь не возникнет затруднения. Я бы предпочёл оставить как есть». Пересказываю этот диалог Антону, он удовлетворяется. На всякий случай, уточняю: "Знаешь, что такое бревис?" — "Нет". Объясняю.
     В это время Вадим Александрович делает паузу и решает рассказать о дневниках. Дело в том, что в традиционной месячной декабрьской поездке по Европе каждый участник хора должен вести дневник. Затем дневники сдаются, проверяются, и за качество участникам начисляются баллы, которые в конце учебного года выливаются в различные поощрения. Кто-то подходит к затее формально. Кто-то с энтузиазмом. У кого-то весь дневник уместился на двух листах (которые, правда, нужно читать с микроскопом). "Антон исписал в своём дневнике триста страниц",— упоминает Вадим Александрович. "О чём же ты больше писал — о событиях или об ощущениях?", спрашиваю Антона. "И то, и другое". По всему видно обстоятельность Антона. Проходит ещё какое-то время репетиции, он находит в своей папке какую-то партитуру, выбирает место и показывает мне на целую ноту с палочками по бокам: "Это что значит?" — "Вот это и есть бревис".
     Принимаемся за следующее произведение — O fortuna. В ряду юношей раздаётся грохот. "Извините, у меня стул сломался",— оправдывается один юноша. Хор катается со смеха: мне объясняют, что на гастролях под этим юношей сломалось четыре стула. Вадим Александрович рассказывает про французский фильм Невезучие с Пьером Ришаром, где по сюжету требуется найти невезучего человека для решения некой проблемы. Для этого людей по очереди приглашали в помещение с двадцатью стульями, у одного из которых были подпилены ножки. Было загадано, что искомый человек из всех стульев сядет именно на этот. Что и произошло с персонажем Ришара. Невезучие. Поём O fortuna.
     После репетиции Вадик показывает мне на компьютере несколько видео-роликов, им самим сделанных. Один из них — про то, как хор исполнял гимн на хоккейном матче СКА — Динамо МСК. Я промолчу о том, что ролики замечательные. Понятно, что гениальный человек гениален во всём. Хочу только сказать, что я совершенно не в восторге от нынешнего гимна РФ. Но я готов его принять после того, как услышал его в их исполнении. Они сделали честь этому гимну тем, как его исполнили.

Tags: , , , , , , , , , , ,

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:nsavio
Date:February 5th, 2012 07:14 am (UTC)
(Link)
Разрешите вознегодовать. Гимн, если не обращать внимания на слова - отличный.

Ну и поют действительно прекрасно. Пацаны ваще ребята.
[User Picture]
From:ptrue
Date:February 5th, 2012 06:26 pm (UTC)
(Link)
Хорошенький гимн, в котором нужно не обращать внимания на слова!
[User Picture]
From:nsavio
Date:February 5th, 2012 08:00 pm (UTC)
(Link)
какой есть.
[User Picture]
From:mouse_sonya
Date:February 5th, 2012 07:53 am (UTC)
(Link)
Действительно, очень интересный ролик! Хороший.
Ну а поют прекрасно, это не обсуждается.
[User Picture]
From:ptrue
Date:February 5th, 2012 06:30 pm (UTC)
(Link)
Там ещё два ролика были, ещё покруче. Надеюсь, они появятся в свободном доступе.
[User Picture]
From:dm_malygin
Date:February 6th, 2012 06:14 pm (UTC)
(Link)
Почему-то больше всего тронул рассказ о хоре Пчелкина. Даже восспоминания нахлынули. Видимо, это ассоциации с хором мальчиков, в котором и я когда-то пел.
[User Picture]
From:ptrue
Date:February 6th, 2012 09:46 pm (UTC)
(Link)
Наверное, и я так подробно его описал по той же самой причине.
[User Picture]
From:alex_ash
Date:February 14th, 2012 06:31 pm (UTC)
(Link)
Так-то в гимне напрягает только вторичность слов. Перелицованный. Когда он был советский - такого ощущения не было.
Поют здорово. Но вот как-то показалось мне - под слова
"Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!" хотелось больше мужских голосов.
Хотя я не музыкант ни разу, чо...
[User Picture]
From:alex_ash
Date:February 14th, 2012 06:34 pm (UTC)
(Link)
Только по первому фрагменту. Там. где пели "в униформе" - не было такого впечатления
From:ptrue
Date:February 14th, 2012 06:37 pm (UTC)
(Link)
Ага. Значит, репетицию не зря делают :)
[User Picture]
From:alex_ash
Date:February 14th, 2012 07:03 pm (UTC)
(Link)
не догнал, что репа
думал - в куртках, из-за бережения голосов.
а вообще - наверно да. придумал же кто-то зачем-то?
Powered by LiveJournal.com