?

Log in

No account? Create an account
Штампики - В Северном Ледовитом
July 30th, 2012
00:59

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Штампики
Когда-то, очень давно, я спросил у своего педагога по сольфеджио — Дмитрия Николаевича Ардентова,— как печатаются ноты. Просто мы занимались по его сборнику, и я подумал, что он, как автор, должен был это знать. И он ответил, что ноты печатают на разлинованной бумаге при помощи специальных штампиков.

И я ему не поверил. Подумал, что он считает меня слишком маленьким, чтобы рассказывать, как это делается по-настоящему. Я сам умел вырезать из стирательной резинки штампики с нужным изображением, но поставить его так, чтобы отпечаток на бумаге стоял ровно, и ещё точно попадал на нужные линейки, это казалось невероятным. А учитывая, что любой нотный сборник содержит тысячи знаков, подобная работа представлялась практически невозможной.

Пришло время, и я узнал, что Дмитрий Николаевич не подшутил надо мной, и ноты действительно печатают при помощи штампиков. У меня даже появились такие штампики.



Любопытно, что технология штамповки на бумаге поначалу считалась дополнительной и применялась для печати не очень сложных нот. Сложные гравировались и наколачивались на медных досках. Но работа нотографика, по сути, была той же, только сложнее. Такие же штампики нужно было не просто приложить к бумаге, а врезать в металл, ударяя по ним молотком. Плавные линии не проводить пером по бумаге, а прорезать ножом.

Сегодня нотографику не нужно применять физических усилий, чтобы нотные знаки хорошо врезались в металл. Не нужно примеряться к линейкам, чтобы знак попал в нужное место и под нужным углом. Всё это делает компьютер.

Но качество компьютерных нот пока так и не достигло штампованных, не говоря уж о гравированных. Труд упрощался, но круг возможностей не расширялся, а, напротив, сужался.

Мне бы найти где-нибудь в мире издательство, где ещё применяют штамповку, и посмотреть, как они работают.

Tags: , ,

(12 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:golger_i
Date:July 30th, 2012 12:59 am (UTC)
(Link)
А это видно только на глаз, как общее качество результата, или можно сформулировать набор требований к программе, которые приблизили бы результат к гравированным нотам?
[User Picture]
From:ptrue
Date:July 30th, 2012 05:37 am (UTC)
(Link)
И то, и другое. Первым сформулированным на бумаге правилам нет ещё и ста лет. Я уже как-то писал, что есть старые издания, где нарушены все правила, какие только можно, но они выглядят красивее и понятнее сегодняшних, где всё соблюдено. Но сегодня, если нарушить правила, то на ноты вообще нельзя смотреть без содрогания. Поэтому мы цепляемся за правила, стараясь неукоснительно им следовать. Но это далеко не всё, есть что-то ещё, практически неуловимое.
From:mila_ya
Date:July 31st, 2012 03:49 pm (UTC)
(Link)
Красивые! Особенно снятие педали. :) А у этого знака есть название?
From:ptrue
Date:July 31st, 2012 04:32 pm (UTC)
(Link)
Есть! Звёздочка :)

А мне ещё фермата нравится. И сама педаль.
From:mila_ya
Date:July 31st, 2012 06:14 pm (UTC)
(Link)
:) А сколько их всего в наборе?
From:ptrue
Date:July 31st, 2012 06:52 pm (UTC)
(Link)
Хотел бы я тоже это знать. У меня набор не полный.
Однако в стандартном комплекте для набора с подвижных литер сто лет назад было 269 знаков.

From:mila_ya
Date:August 4th, 2012 02:53 pm (UTC)
(Link)
Подпись-то какая! Аршины, вершки, ну и вне конкуренции цыфры! Некоторые символы я даже не опознала, а некоторые не нашла, педаль например. Только снятие. )

И вот ещё я не поняла, такая касса для каждого раштра своя, что ли? А почему ширина подписана не у всех знаков?
From:ptrue
Date:August 4th, 2012 02:59 pm (UTC)
(Link)
Ширина подписана только у тех знаков, у которых она варьируется. Например, кусочки лиги, заполнители, нотные линейки и т. д.

Возможно, в каких-то типографиях были кассы и для нескольких раштров, но вряд ли. Дело в том, что набор с подвижных литер применялся для простых нот, как то: религиозные песнопения, нотные примеры в учебниках, хрестоматии по сольфеджио и т. д. Потребность в нескольких раштрах — это уже признак сложных нот. А для более сложных нот применялась гравировка с наколачиванием. Там количество пунсонов с готовими знаками несколько меньшее, чем в этих кассах, поскольку все варьирующиеся элементы нарезались штихелем, а здесь — абсолютно всё на литерах.

Обозначение педали отсутствует, поскольку его, скорее всего, набирали из кассы с обычными литерами. Но если честно, я встречал не много фортепианных нот, напечатанных таким способом.
From:mila_ya
Date:August 5th, 2012 11:22 am (UTC)
(Link)
А, теперь понятно, спасибо!
Только ширина всё-таки указана и у знаков, которые встречаются в единственном экземпляре — у ключей например. А у других — нет, как у нотных головок наверху. Никак не пойму принцип дискриминации. На частоту употребления, вроде, не похоже, а больше ничего в голову не приходит.
From:ptrue
Date:August 5th, 2012 12:11 pm (UTC)
(Link)
Да, и правда: ширина отсутствует только у верхнего ряда ноток. Наверное, упущение при наборе этой таблицы.
[User Picture]
From:kir_posternak
Date:October 11th, 2012 02:03 pm (UTC)
(Link)
А ещё была такая дивная печатная машинка: http://ibigdan.livejournal.com/9458433.html
From:ptrue
Date:October 11th, 2012 02:04 pm (UTC)
(Link)
Угу. Продавалась на аукционе недавно, с начальной ценою в 600$ :(
Powered by LiveJournal.com