?

Log in

No account? Create an account
Лига ля-до (продолжение) - В Северном Ледовитом
November 25th, 2012
17:09

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Лига ля-до (продолжение)
Так вот, что меня смущает в указанной лиге.

Это короткая фразировочная лига между двумя нотами, образующими маленький интервал, с разнонаправленными штилями. В данном конкретном примере есть ещё и три осложняющих фактора: длительность первой ноты, отсутствие её группировки с предыдущими нотами и направление её штиля вверх. Все эти три фактора приводят к уменьшению пространства, отпущенного для лиги (длительность короткая, значит места мало в соответствии с горизонтальным ранжиром; штиль вверх, значит он справа от головки, а не слева, и начало лиги нельзя сдвинуть к пространству над головкой; отсутствует группировка, значит есть хвостик, который занимает место после ноты и мешает лиге).

По правилам, лига, соединяющая ноты с разнонаправленными штилями, должна располагаться сверху. Значит, хвостик восьмушки будет мешать неизбежно. Кроме того, нужно иметь в виду ещё одно правило, запрещающее концам лиги и её спинке касаться нотных линеек. Это правило очень ограничивает возможные колебания лиги по вертикали: они должны быть либо достаточно малы, чтобы укладываться в промежуток между линейками, либо вырастать настолько, чтобы занимать два соседних промежутка.

Ещё одно правило — правило размещения лиги со стороны штилей говорит о том, что её начало должно находиться на расстоянии не менее двух третьих длины штиля от головки. В данной ситуации это правило придётся нарушить, поскольку иначе направление лиги будет противоречить направлению мелодического движения. То есть начало лиги придётся опустить. Однако при этом возникает помеха в виде хвостика восьмушки. Вопрос: пересекать ли его или поместить начало лиги справа от хвостика (ещё более сократив длину лиги)? Другой вопрос: насколько опускать начало лиги — на уровень её конца (т. е. сделав её полностью симметричной) или ещё ниже, приблизив к первой головке? Или, может быть, имеет смысл задрать правый конец лиги, а её начало не приближать к головке?

Вдохновлённый роликом про гравировку нот в издательстве Henle Verlag, я решил обратиться к практике этого издательства, применяемой в похожих ситуациях. В моей библиотеке оказался лишь один экземпляр, выпущенный в этой фирме — том клавирных сонат Моцарта, напечатанный предположительно в 1963 году (этим годом помечено предисловие, под самими нотами значится год 1955). Впрочем, том оказался достаточно велик, чтоб выборка примеров была репрезентативной. Очень может быть, что его гравировали частями разные люди. А может, и нет.

В общем, примеры.

с. 60, т. 125. Похоже на то, что требуется, однако параллельно с восьмушкой в другой руке имеется движение шестнадцатых, поэтому пространства для лиги предостаточно. К нему ещё добавилась тактовая черта, несущая вместе с собой промежуток до и после, таким образом лига получилась достаточно длинная, и гравёр разместил её начало справа от хвостика восьмушки:


с. 72, т. 24. Здесь ранжир гораздо более плотный, однако гравёр всё равно не стал перечёркивать хвостик лигой, а вместо этого увеличил её длину за счёт смещения правого конца вправо:


с. 189, т. 22. А тут гравёр решил ещё больше увеличить длину лиги, сместив её правый конец максимально вправо — до уровня правого края головки,— и... перечеркнув хвостик первой восьмушки. Обратим внимание, как аккуратно он это сделал: он использовал уже имеющееся пересечение хвостика с нотной линейкой, и таким образом не возникло чёрное пятно, затёкшее краской:


с. 189, т. 27. Ещё один такой же пример, просто показывающий, что этот способ был применён неслучайно:


В принципе, идея ясна. Лишь одно обстоятельство нужно принять во внимание: в этом издании у коротких лиг на две ноты правило о размещении лиги со стороны штилей на расстоянии двух третей штиля от головки нарушено повсеместно (правило не пустое: при его нарушении фразировочную лигу довольно легко принять за соединительную). Поэтому приближение начала лиги к головке в описываемых примерах не выглядит неестественным. В новом издании, где остальные лиги будут подчиняться правилам, такая лига будет сразу бросаться в глаза. Однако за соединительную лигу её всё равно нельзя будет принять, благодаря наклону. Так что исключение, на мой взгляд, допустимое.

Tags: , ,

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:November 25th, 2012 06:07 pm (UTC)

Лига ля-до

(Link)
Всё-таки нужно признать, что пересечение лигой хвоста ноты, -- это, всё-таки, чернозём.
Powered by LiveJournal.com