?

Log in

No account? Create an account
«Виновный» - В Северном Ледовитом
June 16th, 2013
23:28

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
«Виновный»
Лайза Баллантайн. Виновный. 2013. [Lisa Ballantyne. The Guilty One. 2012.]



Это одна из самых сильных книг, которые я прочитал за последнее время. Хотел найти, что думают об этой книге другие, но нашёл лишь дурацкие аннотации вида «Адвокат расследует убийство ребёнка, в котором обвиняют 11-летнего мальчика, и это дело помогает ему понять события, произошедшие в его собственном детстве». И да, и нет. Мне кажется, если из двух сюжетных линий (то, что сейчас, и то, что давно) выбросить ту, что сейчас, то роман ничего не потеряет. Рассказ о маленьком гадёныше это лишь антураж. Я увидел, как вспомненные события прошлого помогают адвокату выбрать линию поведения сейчас, но не увидел, как нынешние события помогают ему разобраться в прошлом. Он разобрался в нём независимо от происходящего судебного процесса.

Чтение книги невозможно болезненное. Потому что уже из первой главы узнаёшь о том, что непоправимое случилось. И повествование лишь ведёт читателя к тому, почему и как оно случилось. Никакой надежды на исправление нет, поскольку это значило бы выход за рамки реалистичного жанра в сказку или фентези. Автор пытается создать иллюзию хеппи-энда, показывая, как меняется к прошлым событиям отношение героя, в конце концов приводя его к раскаянию. Определённую разрядку это даёт. Но не полностью. (Раскольников поплакал с Соней и отправился в ссылку, но зарубленную старуху это не вернёт.) Поэтому автор даёт хеппи-энд литературными средствами, мыслями возвращая в эпилоге главного героя в детство, когда непоправимое ещё не случилось. (Сравни концовки в фильмах Титаник или Искусственный интеллект.) Если бы это была сказка, то мы бы поняли, что всё последующее ему приснилось, что это был один из вариантов развития событий, а теперь он проснётся и сделает всё по-другому.

Одно стороннее наблюдение. Главный герой — мой ровесник, и невольно я пытался представить себя на его месте. Но безуспешно. Мне с лёгкостью удаётся ассоциировать себя с героями Гришковца, Крапивина, Каверина, Кассиля, Галявкина, даже Катаева и Гайдара. Видимо, здесь есть какой-то геокультурный барьер, за который сознанию не перейти. (Задумался насчёт Диккенса. А там этот барьер размыт? Не помню).

Tags:

(Leave a comment)

Powered by LiveJournal.com