?

Log in

No account? Create an account
Чем я занимаюсь — Дракула - В Северном Ледовитом
September 18th, 2013
09:32

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Чем я занимаюсь — Дракула
Один из самых частых среди задаваемых вопросов — «Как ты всё успеваешь?». По моим наблюдениям, порой его задают те, кто хотят тебя ещё чем-то нагрузить. Похвалой, содержащейся в вопросе, они вроде как подслащают пилюлю.

К сожалению, я успеваю далеко не всё, чего бы хотелось. И в дополнительных просьбах вынужден отказывать или ставить их в очень долгую очередь. Чтобы отказ выглядел аргументированным, расскажу, чем я тут вообще занимаюсь.

Каждый день кроме субботы и воскресенья я хожу на работу, которая у меня заканчивается в 16:00. От работы до дома ехать пять минут, ещё по пять минут — спуститься из офиса в гараж и дойти от парковки до квартиры. Ещё полчаса, если заехать по дороге в магазин. Ну, там, ещё туда-сюда. Короче, все дальнейшие дела дома я планирую с 17:00.

17:00–20:00
Первые три часа моего домашнего рабочего дня я занимаюсь вёрсткой клавира оперы «Дракула» шведского композитора Виктории Борисовой-Оллас. Мы работаем с Викторией много лет, и я привык к её музыке: она красивая, но масштабная и сложная. В ней обычно много дивизи струнных, тройной состав духовых, много ударных, арфа, рояль, орган. В опере, кроме того, куча поющих персонажей и восьмиголосный хор. На данный момент написана музыка первого акта, объём партитуры — чуть меньше 300 страниц формата А3 мелким раштром. Обычно Виктория сама набирает свою музыку в Finale, а мне остаётся только привести её к издательским стандартам. Автор прекрасно знает их и сама, но это большая работа, и заставлять её делать автора — нерационально. Обычно помимо приведения в порядок партитуры мне приходится извлекать оркестровые голоса. В случае с этим сочинением я ещё не приступал ни к форматированию партитуры, ни к извлечению голосов, поскольку первым делом требовалось изготовить клавир, чтобы певцы могли начать репетировать материал с концертмейстерами.

Мне нравится работать над клавиром. Это аранжировка наоборот. Ты берёшь оркестр и лишаешь его красок, передавая все линии фортепиано. Требуется творческий подход, чтобы при этом музыка осталась узнаваемой. Как я уже сказал, музыка сложная. В ней много пластов, игра тембров. Когда все пласты переданы фортепиано, иногда оказывается, что мы слышим лишь последовательность кластеров. Поэтому какие-то вещи приходится убирать совсем. Но даже при минимуме оставленного материала двух фортепианных строчек часто не хватает: приходится пользоваться двумя дополнительными эпизодическими строчками сверху и снизу, на которых выписывать те ноты, которые, может быть, концертмейстеру не обязательно исполнять, но о существовании которых желательно, чтобы певец знал. Мы с издательством рассматривали вариант переложения для двух фортепиано, который предложила автор, сославшись на Московскую консерваторию, где она училась и где обычная практика в дирижёрском классе использовать два рояля. В дирижёрском, но не в вокальном. И издательство рекомендовало воздержаться от этого подхода, поскольку вряд ли театр согласится оплачивать второго концертмейстера и помещения с двумя фортепиано для каждого певца. Поэтому выкручиваемся.

Сама аранжировка Первого акта у меня заняла три месяца — по те же самые три часа в день. Согласно моему плану каждый день за отведённые на эту работу три часа требовалось аранжировать шесть страниц партитуры. Когда рука набилась, часто удавалось справиться за два часа, и оставшееся время посвятить чему-то другому. Я рассчитывал, что вёрстка уже набранного мною же самим клавира пойдёт легче, чем аранжировка, поэтому запланировал на вёрстку по десять страниц партитуры в день на те же три часа. Но задача оказалась не менее, а, порой, более трудоёмкой. Расположить материал культурно — совсем непросто. Уложиться в меньшее количество времени удаётся очень редко.

Хотя работа связана с клавиром, в расчётах фигурируют партитурные страницы, поскольку это метрические данные, известные заранее, и их можно распределить по дням, исходя из сроков. Сроки жёсткие. Эту работу оговаривали за пять лет (!), поэтому двигать ничего уже нельзя. В конце сентября клавир Первого акта должен попасть в театр, а автор тем временем допишет следующую часть музыки, которая снова поступит ко мне в работу. После клавира нужно будет заниматься партитурой и партиями. Так что эти три часа в моём ежедневном графике неприкосновенны ещё пару лет.

37.82 КБ => 20.83 КБ

20:00-21:00
В это время мы обычно ужинаем. Таким образом, до конца дня остаётся ещё три часа, и о них я расскажу в следующих постах.

Tags: , , ,

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:mouse_sonya
Date:September 18th, 2013 10:01 am (UTC)
(Link)
Я тоже вроде бы у тебя такое спрашивала (а если нет, то точно восхищенно изумлялась и хотела спросить), но нагружать тебя ничем не хотела :)

Ты молодец! Напиши про остальные три часа и выходные :) Очень вдохновляюще получается для таких как я такое читать.

А насчет оперы, как же другие пишут не по несколько лет, а быстрее?
[User Picture]
From:ptrue
Date:September 18th, 2013 10:18 am (UTC)
(Link)
Ты — приятное исключение :)

О, а я-то — конечно, молодец, да. Про остальные часы и выходные напишу обязательно. И про недостающие часы тоже напишу :)

Музыку кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее, как и любую работу можно делать с разной скоростью. Кто-то не говорит, сколько потратил времени, и сразу выдаёт результат, так что у окружающих создаётся ощущение, что продукт (опера, картина, роман — не важно) раз — и родился. С данной оперой могло показаться, что она писалась долго, поскольку о ней зашла речь пять лет назад, а музыка появилась сейчас. Но это вовсе не означает, что автор писала её все эти пять лет. Она выдавала много других пьес, отдыхала, занималась чем-то ещё, потом вернулась к опере и, по моим представлениям, написала её довольно быстро. Собственно, и я свою часть работы мог бы делать не полгода, а, допустим, в три раза быстрее, но я исхожу из поставленных передо мной сроков и распределяю свои силы между другими проектов.
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:September 18th, 2013 11:47 am (UTC)

"Бесит" :)

(Link)
Дракула и Щелкунчик, Дракула и Щелкунчик... Откройте сайт любого театра мира -- будет Дракула и Щелкунчик! Больше современных людей, видимо, ничего не интересует. :)
2) Там тремоло, Пётр! Почему в клавире нет тремоло? :)
3) Вы можете три года делать одну работу? завидую Вашей выдержке! :)
[User Picture]
From:ptrue
Date:September 18th, 2013 11:51 am (UTC)
(Link)
1) Подозреваю, что Щелкунчик один и тот же, а Дракулы разные, правильно?

2) Тремоло струнных настолько мягкое на трёх пиано, что я решил не заставлять пианиста барабанить, а просто один раз нажать. Автор согласилась :)

3) Да, я могу делать одну работу всю жизнь, даже сродняюсь с ней :) Но вообще, помимо этой работы у меня ещё множество других (о них ещё расскажу), и если они короткие, то они сменяются, как в калейдоскопе.
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:September 18th, 2013 12:02 pm (UTC)
(Link)
Да всё равно тоска! Вы представляете себе -- слушать несколько разных Щелкунчиков! (Если б они существовали.) Это ш удавиться можно!
Ну, короче, наверное, людям нравится... :)
3) Нееее, все равно! Три года -- это перебор! :) :) :)
[User Picture]
From:dikochka
Date:September 18th, 2013 03:08 pm (UTC)
(Link)
а по 20 лет в оперном сидеть и играть одно и то же не тоска? :))
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:September 18th, 2013 04:21 pm (UTC)
(Link)
Кто бы с Вами не согласился!
Ещё какая тоска!
Не потому ли артисты оркестра театра Станиславского называли (и мб по-прежнему называют) свою оркестровую яму братской могилой?
Но дело здесь ни в каком ни в станиславском. Дело в том, что сам по себе театр -- организация жутко рутинная. Сделать его живым организмом -- задача не из легких. Я верю, что до 1907 года Венская опера была творческим коллективом, и не верю, что сегодня Мариинский театр представляет собой творческий коллектив, хотя ни тот, ни другой я не только не видел, но и не слышал!..
Но сказанное объясняет мою точку зрения. И конечно же не на процесс! а на то свойство человеческой натуры, которое называется косностью.
Все крупнейшие американские театры имеют в репертуаре Дракулу! Да чёрт бы их взял со своей Дракулой! Мало ли чудесных современных опер написано?..
[User Picture]
From:ptrue
Date:September 18th, 2013 05:36 pm (UTC)
(Link)
Ну, мы-то не в Америке, а в Скандинавии, нам простительно :)
[User Picture]
From:dikochka
Date:September 18th, 2013 03:07 pm (UTC)
(Link)
о! мне бы такую усидчивость, типа пришла домой, и вечерком села 3 часа подряд поиграла на виолончели... круто :))


а чем нагружают? в смысле просьб, версткой или аранжировками или как?

и да, было бы интересно про остальные часы тоже )))
[User Picture]
From:ptrue
Date:September 18th, 2013 05:31 pm (UTC)
(Link)
Вот примерный список просьб:
- устроить концерт русского музыканта/коллектива в Финляндии;
- устроить концерт финского музыканта/коллектива в России;
- устроить на работу кого-нибудь;
- сделать сайт кому-нибудь;
- заказать/купить что-нибудь, чего нельзя заказать/купить в России;
- срочно набрать какие-нибудь ноты, попутно их аранжировать для какого-нибудь хитрого состава (например, «Симфонию псалмов» — для оркестра абессинских народных инструментов, и желательно к следующему понедельнику).

Про остальные часы напишу, как и про усидчивость тоже.
[User Picture]
From:dikochka
Date:September 18th, 2013 07:07 pm (UTC)
(Link)
о, а ты можешь устроить концерт в Финляндии, или на работу помочь устроиться музыканту?! тогда мы едем к вам :)))))


про остальное с нетерпением ждем-с))


Powered by LiveJournal.com