?

Log in

No account? Create an account
Чем я занимаюсь — Фортепианные пьесы - В Северном Ледовитом
September 30th, 2013
09:44

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Чем я занимаюсь — Фортепианные пьесы
Большинство моих работ связаны с симфоническими партитурами и партиями, меньше с хоровыми партитурами. Чтобы держать себя в тонусе, время от времени я беру заказы на фортепианные пьесы (потому что клавиры, которые иногда приходится делать, это не совсем то). Как раз им в этом сезоне у меня и посвящён последний час в сутках.

23:00–00:00
Одна из моих клиентов — Наталия Ивановна Прохорова. Она преподаёт фортепиано в Хоровом училище (где когда-то сама училась — в то короткое время, до 1946 года, когда туда принимали девочек), и ей удаётся оформить свой более чем полувековой опыт в виде сборников фортепианных пьес, снабжённых методическими указаниями. Над одним из таких сборников мы сейчас работаем.

В чём сложность? Все оригиналы представляют собой ксерокопии с разных существующих изданий. Современные ещё не изданные сочинения — аккуратно переписаны Наталией Ивановной от руки. Поэтому начальный набор сложности не составляет — кроме отдельных моментов, когда в качестве оригинала даны несколько ксероксов с отличающихся изданий или ещё и предложен рукописный вариант. Отличия могут касаться того, в какую руку отдан тот или иной пассаж, где начинаются или заканчиваются лиги. В таких случаях нужно применять собственное умение различать, или помечать подобные фрагменты, чтоб вопросы разрешились на этапе корректуры.

В сборнике тридцать пьес, большинство из которых размером в две страницы. Некоторые — по одной. Хочется расположить все пьесы так, чтобы они не содержали переворотов страниц, то есть целиком располагались каждая на одном развороте. Почти всегда это удаётся, несмотря на то, что нужно следовать авторской последовательности сборника.



Да, Наталия Ивановна любит горизонтальный формат. Думаю, это объясняется тем, что сборники предназначены для детей, а им сложно охватить взором верх нотной страницы, если она поставлена вертикально. В горизонтальном формате заложена определённая сложность — но не для набора, а для поиска издателя. Дело в том, что сегодня многие нотные издательства пользуются дешёвой офисной множительной техникой, которая предполагает один единственный стандартный формат печати — А3. Поэтому такие ноты придётся заказывать на офсете в типографии, значит, они обойдутся издательству дороже, и не каждое согласится их печатать. С другой стороны, это гарантия того, что печать будет качественная. Потому что вот, например, как выглядит в увеличении одно из полученных мною недавно новых изданий:



И такое случается не только с нотами. Вот книга:



На мой взгляд это выглядит непристойно, и потому совершенно неприемлемо. Издательства считают иначе: пипл хавает. Поэтому я полностью поддерживаю Наталию Ивановну: пусть издание стоит дороже, пусть сложнее найти того, кто его напечатает, но зато оно будет качественным.

Так вот, продолжая о сложностях. Авторская последовательность может меняться. Это понятно, поскольку когда видишь набранный текст (пусть в корректурном качестве), то общий план лучше просматривается, и в голову могут придти те мысли, которые раньше не могли пробраться через материал. Напомню: в Finale перестановка свёрстанного материала чрезвычайно сложна. При неумелых действиях может потребоваться перевёрстывать не только переставляемый фрагмент, но и весь последующий материал до конца. Впрочем, ключевое слово здесь — «неумелых».

Ну и, наконец, о том, что самое трудоёмкое в этой работе: это аппликатура и редакторская педаль.



Избранный способ обозначения педали при помощи горизонтальных линий с зазубринами более удобен для чтения, нежели фигурные символы Ped. и звёздочка, но ставить его в набор в Finale — это сущая пытка. Всё выравнивается и стыкуется на глаз, автоматики никакой. У меня есть идеи, как это должно работать в идеальной программе-нотаторе, но до реализации идей, как вы понимаете, ещё далеко.

Аппликатура ставится довольно просто, если это одиночные цифры. Как только начинаются интервалы и аккорды, т.е. цифры должны появляться столбиками, то тут уже приходится повозиться. Особенно при плотной фактуре с многоголосием и штрихами, где приходится вписывать цифры в любые пустоты. Пока что по автоматизации этого процесса у меня умных идей нет, надеюсь, они появятся к концу сборника, так что работа окажется плодотворной и в этом отношении.

Tags: , , ,

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:mouse_sonya
Date:September 30th, 2013 11:39 am (UTC)
(Link)
До 12-ти работаешь... Жуть, конечно.
А на работе ты тоже все часы честно и плодотворно работаешь? У тебя нет соблазна как-то немного отвлечься, продвинуть чуть-чуть какое-то из "вечерних" дел за счет мимолетной паузы в работе?

Надеюсь, что хоть на выходных ты отдыхаешь. Раз тебе хватает самодисциплины держать такой жесточайший график, то это должно хотя бы уберечь тебя от соблазна поработать на выходных...
[User Picture]
From:ptrue
Date:September 30th, 2013 11:41 am (UTC)
(Link)
Как раз в следующем посте я собираюсь рассказать про маленькие хитрости, благодаря которым удаётся выдерживать график :)
Powered by LiveJournal.com