?

Log in

No account? Create an account
Реприза в середине такта - В Северном Ледовитом
October 18th, 2013
20:13

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Реприза в середине такта
stanskovРоман Стансков, набирая ноты для издательства «Композитор», поставил знак двойной репризы в середине такта, поскольку это соответствовало дроблению музыкального материала на фразы. Издательство рекомендовало ему исправить запись, чтобы знаки репризы совпадали с тактовыми чертами, аргументируя это тем, что «нынче другие правила». При этом запись стала более громоздкой и менее наглядной. См. описание этой истории в ЖЖ у Романа.

Разумеется, каждое издательство вольно вводить свои правила. (Правда, при этом стоит ссылаться на них, говоря, что не «нынче» другие правила, а у нас другие правила.) Удивило меня не это, а то, что люди в комментариях однозначно заявили, что вариант Романа «просто безграмотный», и что «так нельзя».

Ну это какой-то полный квинтет, вы уж извините. Люди, вы когда-нибудь ноты в руках держали? Если нет, то я вам помогу.

Вот фрагмент Фортепианной сонаты № 11 Моцарта, известный в народе, как Турецкий марш (издательство Henle):


Вот фрагмент Фортепианной сонаты № 14 Бетховена, известной в народе, как Лунная (издательство Peters):


Если вы скажете, что западные издательства нам не указ, то вот вам фрагмент Мазурки Op. 6 № 1 Шопена (издательство П. Юргенсона):


Если вы скажете, что Юргенсон печатал сто лет назад, и с тех пор всё изменилось, вот вам фрагмент клавира балета Медный всадник Р. Глиэра (издательство «Музыка», 1984 год):


Во всех приведённых фрагментах (и в сотне аналогичных) знак репризы подчёркивает строение формы, а не нарушает его, как хотелось бы почему-то некоторым. В последнем фрагменте знаки репризы не только отсекают куски такта, но и переносят их на новую строчку.

Ну и, наконец, фрагмент из Руководства по графическому оформлению нотного текста Карцева, Оленева и Павчинского, переизданного издательством «Композитор» в 2004 году и являющегося для этого издательства самым авторитетным сводом правил:



У меня есть только одно объяснение этой истории. Когда ноты штамповали и гравировали, то технически было всё равно, куда втыкать знак репризы — в середину такта или между тактами. Теперь же, когда мы все пользуемся «умными» компьютерными программами, они диктуют нам, что нам можно и чего нельзя. В частности, поставить знак репризы между тактами очень легко, а чтоб поставить его в середину такта, нужно на самом деле вставлять два такта, «обманывать» программу, задавая скрытый размер в этих кусках такта, и только после этого ставить знак репризы между ними. Естественно, в издательстве ленятся это делать (или, может быть, даже не знают, как это сделать?), а потому решают: «А давайте мы установим правило, чтобы все знаки реприз ставились только между тактами». А чтоб не обидно было — и тех, кто приносит им грамотный набор извне — тоже обязать переставить все репризы.

Ну не катастрофа ли?

Tags: , , , , , , , , , , ,

(10 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:niclaus
Date:October 18th, 2013 05:59 pm (UTC)
(Link)
Балдею с юргенсоновской плотности записи.
From:ptrue
Date:October 18th, 2013 06:07 pm (UTC)
(Link)
Ага. Кстати, у процитированного петерсовского издания сонат Бетховена тоже такая же плотность. Там все сонаты в одном томе, и он не толстый :)
[User Picture]
From:niclaus
Date:October 22nd, 2013 05:52 pm (UTC)
(Link)
Правда, за такую плотность приходится платить. И наклонными вилками, и пересечением лигами штилей и динамики, и разным уровнем вилок и нюансов в соседних тактах...


И длинна штилей интересная. Посмотри в цитируемом примере юргенсоновском, предпоследняя строчка, четвёртый такт, нота СИ в левой руке, и точно такой же такт, последний на этой же строчке, та же нота СИ.
Петерсовская "Лунная", вторая строка, шестой такт, левая рука: штиль у ре-бемоля короче, чем в соседних тактах.
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:October 22nd, 2013 06:39 am (UTC)
(Link)
Угу. Прикольно. Ему, видимо, важнее было ноты продавать, а не бумагу.
В 1975 году мне мой педагог-скрипач подарил ноты из собрания сочинений Шопена. Я обратил внимание. что вся музыка Шопена вместилась то ли в три, то ли в четыре тома. Я испытал шок по этому поводу , и до сих пор храню эти ноты. Реально, берешь ноты и ощущаешь, что в твоих руках половина написанного автором. :) И, главное! Том не толстый!
From:ptrue
Date:October 22nd, 2013 06:48 am (UTC)
(Link)
Вот, это как раз такой том.
[User Picture]
From:nsavio
Date:October 18th, 2013 06:19 pm (UTC)
(Link)
вообще у меня шаблон порван в клочья
несмотря на то, что даже в самоучителе Николаева репризы посреди такта - были.
вот что значит всё забыть.
From:ptrue
Date:October 18th, 2013 06:22 pm (UTC)
(Link)
Но ты согласен, что так красивее и нагляднее?
[User Picture]
From:nsavio
Date:October 18th, 2013 06:39 pm (UTC)
(Link)
Дай шаблону-то срастись :)
а потом я скажу

пока думаю, что в этом есть свой резон.
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:October 22nd, 2013 06:42 am (UTC)
(Link)
Даже не нагляднее, а оптимальнее. И для классиков и для романтиков оптимальнее было важнее наглдяностей и красивостей.
Красивее, конечно! видная некая "игра"! :) Что для композиторов вообще оч важно.
From:ptrue
Date:October 22nd, 2013 06:49 am (UTC)
(Link)
Вот-вот. И это настолько очевидно, что мне удивительно, что сейчас не все это могут оценить.
Powered by LiveJournal.com