?

Log in

No account? Create an account
VOCES8 в КЗМТ - В Северном Ледовитом
December 21st, 2013
23:39

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
VOCES8 в КЗМТ
Посетили впервые Концертный зал Мариинского театра. Очень понравилось устройство зала и акустика. Устройство очень похоже на зал в хельсинкском Доме музыки, но акустика, пожалуй, даже лучше. Поднимающиеся и опускающиеся станки, выдвижная оркестровая яма, удобные кресла, стены из прикольных торцов толстой слоёной фанеры. И звук, потрясающий красивый звук.

А вот сервис -- совковый. Охрана, которая может целый час держать тебя в дверях и не предложит присесть на диванчики, которыми обставлен холл. Или гардеробщики, которые, глянув на твой номерок, кинут тебе его назад со словами "Это не ко мне" и отправят заново в конец очереди. Как будто из конца очереди, закрученной спиралью вокруг холла, видно, сколько там гардеробщиков и как они делят между собою вешалки общего гардеробного пула.

На улице вокруг зала какое-то непонятное строительство. Навигация нулевая. Как пройти и где войти не очевидно.

В фойе -- фотографии оркестра -- видимо, Мариинского театра. Не написано. По группам. В группе первых скрипок 40 человек. Ого.

Переводчицы, переводившие вступительные слова исполнителей. Непристойно низкое знание английского и общей музыкальной культуры. При том, что зал, судя по реакции, прекрасно понимал речь исполнителей в оригинале, особенно стыдно было слушать бредовый перевод реплик. Слово "пьеса" последовательно переводилось как "отрывок", непонятные слова типа "ренессанс" опускались из перевода вовсе, смысл пояснений изменялся на противоположный. После одной из реплик исполнителя переводчица в бессилии просто замолчала. После антракта переводчицу заменили, и новая была чуть повеселее. Уже "пьесу" переводила, как "композиция". Но продолжала врать. Например, когда сказали, что "эта пьеса была аранжирована специально для Свингл Сингерс, и наше исполнение -- дань уважения этой группе", она перевела, что "пьесу написали специально для нас, и мы за это благодарны". Это из того, что запомнилось. Перлы были в каждой фразе.

Среди другой музыки в концерте состоялось премьерное исполнение вокального цикла Александра Левина "Песни святых августинцев", написанного специально по заказу группы. Очень серьёзное и технически сложное сочинение прозвучало виртуозно. По первому слуховому ощущению больше всего понравилась первая часть, Magnus es, Domine. Однако сейчас я думаю, что хотел бы переслушать заново весь цикл -- с партитурой в руках, чтобы не упустить ничего.

Сама группа VOCES8 не такая простая, как могло бы показаться по первому впечатлению. Какое первое впечатление? Что это обычный европейский вокальный ансамбль, с обычной европейской манерой пения фальцетом. Благодаря чему звучание получается идеально ровное -- и интонационно, и ритмически. Однако это впечатление не совсем верное. В такой манере была исполнена музыка европейских авторов эпохи Возрождения, и, разумеется, для такой музыки эта манера воспринимается, как наиболее подходящая. Но дальше они спели "Богородице Дево, радуйся" Рахманинова. И всё изменилось. Ещё вчера я бы вам сказал, что это сочинение должно исполняться только большим хором с глубокими голосами. Но сейчас скажу: не обязательно. Исполнение восьмиголосным ансамблем тоже имеет право на существование. Более того, оно помогло мне открыть для себя в этом сочинении такие пласты, такие приёмы, такие краски, о которых раньше, слушая его в традиционном русском исполнении, я и не мог подозревать.

Сопрано. В ансамбле шестеро мужчин и две женщины. О, вот, пожалуй, одна единственная причина, по которой можно пожалеть, что ты не женщина: это невозможность спеть до третьей октавы -- так, как его пела она. (Из давно забытого дискантового прошлого: у меня было си второй октавы, но где оно теперь?)

Мальчик, сидевший перед нами. Приплясывал, прищёлкивал руками. Взрослые, с которыми он сидел, пытались его утихомирить. Мне хотелось после концерта сказать им, что у их мальчика потрясающее чувство ритма и что если они ему помогут, из него может вырасти великий музыкант. Но подумал, что доброжелатели опять скажут, что я клеюсь к мальчикам. Или к мамам мальчиков. Или (что в данном случае более вероятно) к бабушкам мальчиков. Не то, чтобы мне было какое-то дело, что обо мне говорят дорогие Галина Владимировна, Виктор Валерьевич, Андрей Фёдорович, Екатерина Ивановна, Анна Вадимовна, ещё один Андрей Фёдорович или Виктор Александрович. Но зачем лезть на рожон? В общем, если мир будущего потеряет ещё одного великого музыканта, то мы знаем, кому сказать спасибо.

Tags: , , , , , , ,

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:January 6th, 2015 08:37 am (UTC)
(Link)
Ах, Вам еще и сервис нужен не совковый!..
Ладно... Пора итти спать.
С наступающим!
Powered by LiveJournal.com