?

Log in

No account? Create an account
Имена на фронтоне - В Северном Ледовитом
November 18th, 2014
23:27

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Имена на фронтоне
На фронтоне Капеллы — семь имён: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов. Среди них есть известные, есть не очень.

Уместным образом Бортнянский занимает центральное место в этом списке. Он является воспитанником и директором Капеллы, поднявшим её на небывалую высоту.

Слева от него — другой директор, Львов. Было двое Львовых, отец и сын, оба по очереди занимали директорское место. Вне всякого сомнения, повод для нанесения фамилии на фронтон подал сын — именно он известен, как автор «народного» гимна Боже, Царя храни.

Левее Львова — Ломакин. Он проработал в Капелле 13 лет, в директорство Львова, в соавторстве с которым составил сборник гармонизаций церковного обихода, что означало прорыв в церковно-певческом деле того времени. На эту работу он убил десять лет, за это время потерял совершенно способность творчески мыслить, получил истощение, испортил зрение. В результате Львов приписал всю заслугу себе, зажал гонорар (выплатил его лишь в день смерти), да ещё и препятствовал, когда Ломакину собирались давать орден.

Справа от Бортнянского — Глинка, чьё имя Капелла носила с 1954 года, а в 1990-е потихоньку об этом решила забыть. И справедливо. Глинка едва проработал в Капелле два года, страшно тяготился этой работой, прогуливал её. В школе учат легендам о том, как Глинку гнобил Львов, но, сдаётся мне, это всё досужий вымысел. Львов, наоборот, готов был пылинки с Глинки сдувать, чуть ли не на коленях упрашивал его, чтоб тот ну хоть раз в неделю вышел на работу, ну хоть до весны бы доработал, и так далее.

На правом конце фронтона самые малоизвестные имена: Пётр Иванович Турчанинов (1779–1836) и Николай Михайлович Потулов (1810–1878), церковные композиторы-регенты. О них я ничего не знаю — даже их степень вовлечённости в дела Капеллы.

А вот самое первое имя, Разумовский, принято считать указывающим на графа Алексея Григорьевича, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, очаровавшего ея прямо из стройных хоровых рядов.

Однако у меня появилось сомнение в обоснованности этой версии. Учитывая такое количество церковных деятелей среди названных имён, да и самою церковную природу Придворной певческой капеллы, очень вероятно, что фамилия Разумовский указывает на протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889), автора эпохального труда Церковное пение в России (охватывающего также и время господства Капеллы) и профессора соответствующей кафедры Московской консерватории.

Было бы любопытно узнать о возникновении этого списка имён и реальном замысле автора.

Очень может быть, что, как и в случае со Львовыми, фамилия Разумовский тоже может трактоваться неоднозначно, и, более того, указывать на двойственную сущность Капеллы — светскую и духовную.

Tags: , , , , , , , , , ,

(8 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:mouse_sonya
Date:November 18th, 2014 09:44 pm (UTC)
(Link)
Заинтриговал. Я на первой же странице гугла нашла, например, http://www.mihgri.ru/kapel.html - там тоже сказано, что Разумовский Дмитрий Васильевич.
[User Picture]
From:ptrue
Date:November 18th, 2014 11:27 pm (UTC)
(Link)
Ага, любопытно. Автор заметки — хозяин сайта, Михаил Грищенко, краевед. Жаль, не ссылается на источники.

А вот, например, Александр Мурин, автор многочисленных радиопередач и статей о Капелле, в своём сборнике «Как очевидец» в эссе «Имена на фронтоне» ссылается на графа Алексея Разумовского. Но — тоже без указания источников :)
[User Picture]
From:mouse_sonya
Date:November 19th, 2014 10:35 am (UTC)
(Link)
Ну да, лучший источник - проектная документация к фронтону :) Твой папа тебе в этом не может помочь?
[User Picture]
From:ptrue
Date:November 19th, 2014 11:43 am (UTC)
(Link)
Кое с чем уже помог. К сожалению, не всё сохранилось.
Думаю, что имена подбирал Балакирев (по выражению Л.Бенуа, строившего здание, «полусумасшедший Балакирев»). А вот чем он руководствовался, и каких конкретно людей имел в виду — вопрос. Очень может быть, что эти сведения и не документированы, поскольку в тот момент всё всем было очевидно.
[User Picture]
From:kaganer
Date:December 7th, 2014 10:15 pm (UTC)
(Link)
На фронтоне (вернее, во фризе, всё же) _императорской_ капеллы - имя фаворита императрицы? Полагаю, это нонсенс, вне зависимости от певческих заслуг оного.
From:ptrue
Date:December 7th, 2014 10:33 pm (UTC)
(Link)
На фризе, конечно.

Формально слово "императорская" в названии отсутствовало. Только "Придворная".

И, кстати, "императорская" -- относящаяся только к императору? а как тогда назвать относящуюся к императрице?
[User Picture]
From:mama_kz
Date:November 19th, 2014 11:51 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Петя, интересно! А Ломакина поместили как единственного страстотерпца Капеллы? Или за гармонизации?
[User Picture]
From:ptrue
Date:November 19th, 2014 12:07 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, Александра!
Ломакин много сделал для хорового дела — и не только в Капелле, где он не только сделал гармонизацию, но и руководил хором, занимался с певцами индивидуально. Кое-что из настойчиво внедряймых им практик до сих пор сохранилось в рамках изучаемого повсеместно сольфеджио. Но пика своей творческой деятельности он достиг, работая в капелле графа Д.Шереметева, где он пел с детских лет, а затем и руководил ею. Современники ставили капеллу Шереметева при Ломакине на одну планку с Придворной капеллой.
Powered by LiveJournal.com