?

Log in

No account? Create an account
Среда - В Северном Ледовитом
July 18th, 2018
23:59

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Среда
Вот загадка. Имеется Список воспитанников Петроградской хоровой академии по классам на 1921/22 уч. г. (ЦГАЛИ 77.1.34.36), где по классам, начиная с десятого по первый, а затем ещё приготовительный, перечислены 120 учеников. В десятом классе числятся три человека (Ладнов, Песков, Черепанов). Кроме того, имеется так называемая Летопись Хомутенко. Алексей Евдокимович Хомутенко служил в Капелле делопроизводителем с 1917 по 1960 год (а до него с 1897 на такой же должности в Капелле работал его отец). Он относился к делу неформально и помимо официального делопроизводства вёл собственные записи. В частности — упомянутую летопись, в которую собрал все известные ему вехи истории Капеллы от основания и, разумеется, события своего времени. Его летопись разбита на сезоны (что то же самое — учебные года). В каждом сезоне он перечисляет набранных учеников. А начиная с 1923 года — и выпустившихся. Так вот, согласно его Летописи, в июне 1923 «выпущены из Капеллы за окончанием курса (9 классов)» четыре человека — Ладнов, Наседкин, Песков, Черепанов. Вопрос — как? Если в 1921/22 учебном году они числились в десятом классе (а Наседкин в девятом), и всего в Капелле было десять классов (а с приготовительным — и все одиннадцать), то почему они выпустились, во-первых, не в 1922 году, а в 1923, а во-вторых, что значит, что они окончили девять классов, если они ещё годом раньше были в десятом?

На днях вышло новое интервью с Владимиром Беглецовым, директором Хорового училища, на «Музыкальном Клондайке» (17.7). Интересны его взгляды на музыку, на процесс работы. Но чуть только речь касается истории, начинается дезинформация. Вот мои комментарии:

1. Первый симфонический оркестр в России не является «детищем Придворной капеллы». Слово «Придворный» в его названии не делает его частью Капеллы. Да, выпускники инструментальных классов Капеллы пополняли ряды этого оркестра. Да, он давал концерты в зале Капеллы. Но он никогда не являлся ни её частью, ни какой-либо зависимой от неё единицей, и, соответственно, не «отсоединился» от неё после революции. Скорее, наоборот: после революции была создана Филармония, к которой приписали бывший Придворный оркестр, а в 1921 — и Капеллу, и заведующий Капеллой М.Г.Климов в какой-то момент (1926-27) даже выполнял функции директора Филармонии. Ряд историков связывает с его руководством большой рывок в деятельности Филармонии. Но, тем не менее, это была непомерная ноша для Климова, и без того имевшего большую нагрузку. Он взмолился, и его освободили от руководства Филармонией, как и Капеллу от подчинения ей. Но даже этот эпизод не делает «первый симфонический оркестр России» происходящим из Капеллы. К сожалению, эта легенда получает всё большее и большее распространение — благодаря тому, что её придумал уважаемый В.А.Чернушенко — художественный руководитель нынешней Капеллы (соответственно, она подаётся как часть официальной истории Капеллы),— и, не проверив, повторяют в своих публикациях не менее уважаемые авторы — Н.С.Дробышевская, Б.И.Тараканов...

2. «В 2015 году, в честь 100-летия со времени создания выдающегося русского музыкального символа – Всенощного бдения Сергея Рахманинова, мы исполнили это сочинение в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии тем составом, для которого оно и предназначено». После этой фразы я напрягся. Неужели я пропустил такое событие? Исполнение Всенощной хором мальчиков? Ведь именно для такого состава (в лице московского Синодального хора под управлением Н.М.Данилина) была написана Всенощная! Следующая фраза разочаровала: «Вместе с Концертным хором Санкт-Петербурга (тогда он еще назывался Камерным хором Смольного собора) пел Хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки». То есть хор мальчиков в этом исполнении применялся лишь как дополнительная краска, а не как основная исполнительская единица. Собственно говоря — тандем с Концертным хором С.-Петербурга (взрослым профессиональным смешанным хором) — это, к сожалению, и есть преобладающая сегодня форма выступления хора мальчиков Хорового училища.

* * *

Через цепочку ссылок в Википедии наткнулся на сайт композитора Виктора Александровича Градова, где сообщается, что он окончил Хоровое училище. Судя по возрасту, это должно было произойти примерно в 1981 году. Однако ни одного человека со сколько-нибудь похожим именем в моей базе нет. Значит, либо он значительно изменил имя (или на сайте — его сценический псевдоним), либо Училище он не закончил (потому что сведения о закончивших у меня полные), и о нём никто не сообщил. Было бы интересно задать вопросы ему самому, однако никаких способов связаться с ним на сайте не указано, а на его странице в Контакте все возможности отправить ему сообщение заблокированы (как и полагается у звезды).

* * *

Продолжение истории из вчерашнего дневника. Увы, грустное:

Tags: , , , , , ,

(8 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:matholimp
Date:July 19th, 2018 08:14 am (UTC)
(Link)
Скорее всего, они лишь числились в десятом классе, но фактически никаких занятий года три вообще не было. Поэтому, когда занятия возобновились, их аттестовали в тот класс, который точнее соответствовал уровню их подготовки.
From:ptrue
Date:July 19th, 2018 10:18 am (UTC)
(Link)
Да, скорее всего, так и было. Судя по спискам за разные даты тех лет ученики свободно плавали из одного класса в другой, как вперёд, так и назад; никакой закономерности между возрастом и номером класса не было; постоянно меняющийся статус заведения диктовал разное количество классов, разные учебные программы и так далее. В общем, вписать всё это в какую-то чёткую систему оказывается сегодня довольно сложно.
[User Picture]
From:qrspeter
Date:July 19th, 2018 02:36 pm (UTC)
(Link)
Xет это Градов сам сайт делал похоже, ну как минимум текст по-английски писал, куча синтаксических ошибок, которые даже Ворд подверкивает))
Например "I was born in f Leningrad in 1963.Since the early". Что за "f" и где пробел после точки?)) Или " Atlantic- Artists" в конце.
Это не вяжется с описываемым уровнем успеха.
Тем не менее окно ввода сообщения открывается в фейсбуке https://www.facebook.com/viktor.gradov
From:ptrue
Date:July 19th, 2018 03:01 pm (UTC)
(Link)
Синтаксические ошибки — с кем не бывает.
Вот и в твоём комменте есть непонятные слова (типа «хет» или «подверкивает»). Ну да, сайт и комментарий это разные весовые категории. Но на самом деле часто бывает, что очень талантливые люди пишут довольно неряшливо и за ними нужен редактор (хотя бы технический).
From:ptrue
Date:July 19th, 2018 03:03 pm (UTC)
(Link)
Да, а за фейсбук спасибо. Я его не очень люблю, поэтому даже не вспомнил о нём :)
[User Picture]
From:matholimp
Date:July 19th, 2018 07:03 pm (UTC)
(Link)
Такие "f" и потеря пробела после точки типичны для распознавания сканированных текстов лет дцать назад.
From:ptrue
Date:July 24th, 2018 08:28 pm (UTC)
(Link)
А не может быть, что „f Leningrad“ это сокращение от former Leningrad?
[User Picture]
From:matholimp
Date:July 25th, 2018 05:06 pm (UTC)
(Link)
Ну да, "Каменный остров, бывший остров Трудящихся" (ТМ).
Powered by LiveJournal.com