Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Category:

Среда

Вот загадка. Имеется Список воспитанников Петроградской хоровой академии по классам на 1921/22 уч. г. (ЦГАЛИ 77.1.34.36), где по классам, начиная с десятого по первый, а затем ещё приготовительный, перечислены 120 учеников. В десятом классе числятся три человека (Ладнов, Песков, Черепанов). Кроме того, имеется так называемая Летопись Хомутенко. Алексей Евдокимович Хомутенко служил в Капелле делопроизводителем с 1917 по 1960 год (а до него с 1897 на такой же должности в Капелле работал его отец). Он относился к делу неформально и помимо официального делопроизводства вёл собственные записи. В частности — упомянутую летопись, в которую собрал все известные ему вехи истории Капеллы от основания и, разумеется, события своего времени. Его летопись разбита на сезоны (что то же самое — учебные года). В каждом сезоне он перечисляет набранных учеников. А начиная с 1923 года — и выпустившихся. Так вот, согласно его Летописи, в июне 1923 «выпущены из Капеллы за окончанием курса (9 классов)» четыре человека — Ладнов, Наседкин, Песков, Черепанов. Вопрос — как? Если в 1921/22 учебном году они числились в десятом классе (а Наседкин в девятом), и всего в Капелле было десять классов (а с приготовительным — и все одиннадцать), то почему они выпустились, во-первых, не в 1922 году, а в 1923, а во-вторых, что значит, что они окончили девять классов, если они ещё годом раньше были в десятом?

На днях вышло новое интервью с Владимиром Беглецовым, директором Хорового училища, на «Музыкальном Клондайке» (17.7). Интересны его взгляды на музыку, на процесс работы. Но чуть только речь касается истории, начинается дезинформация. Вот мои комментарии:

1. Первый симфонический оркестр в России не является «детищем Придворной капеллы». Слово «Придворный» в его названии не делает его частью Капеллы. Да, выпускники инструментальных классов Капеллы пополняли ряды этого оркестра. Да, он давал концерты в зале Капеллы. Но он никогда не являлся ни её частью, ни какой-либо зависимой от неё единицей, и, соответственно, не «отсоединился» от неё после революции. Скорее, наоборот: после революции была создана Филармония, к которой приписали бывший Придворный оркестр, а в 1921 — и Капеллу, и заведующий Капеллой М.Г.Климов в какой-то момент (1926-27) даже выполнял функции директора Филармонии. Ряд историков связывает с его руководством большой рывок в деятельности Филармонии. Но, тем не менее, это была непомерная ноша для Климова, и без того имевшего большую нагрузку. Он взмолился, и его освободили от руководства Филармонией, как и Капеллу от подчинения ей. Но даже этот эпизод не делает «первый симфонический оркестр России» происходящим из Капеллы. К сожалению, эта легенда получает всё большее и большее распространение — благодаря тому, что её выдвинул уважаемый В.А.Чернушенко — художественный руководитель нынешней Капеллы (соответственно, она подаётся как часть официальной истории Капеллы),— и, не проверив, повторяют в своих публикациях не менее уважаемые авторы — Н.С.Дробышевская, Б.И.Тараканов...

2. «В 2015 году, в честь 100-летия со времени создания выдающегося русского музыкального символа – Всенощного бдения Сергея Рахманинова, мы исполнили это сочинение в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии тем составом, для которого оно и предназначено». После этой фразы я напрягся. Неужели я пропустил такое событие? Исполнение Всенощной хором мальчиков? Ведь именно для такого состава (в лице московского Синодального хора под управлением Н.М.Данилина или, по другим данным, в лице Придворной капеллы под управлением М.Г.Климова) была написана Всенощная! Следующая фраза разочаровала: «Вместе с Концертным хором Санкт-Петербурга (тогда он еще назывался Камерным хором Смольного собора) пел Хор мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки». То есть хор мальчиков в этом исполнении применялся лишь как дополнительная краска, а не как основная исполнительская единица. Собственно говоря — тандем с Концертным хором С.-Петербурга (взрослым профессиональным смешанным хором) — это, к сожалению, и есть преобладающая сегодня форма выступления хора мальчиков Хорового училища.

* * *

Через цепочку ссылок в Википедии наткнулся на сайт композитора Виктора Александровича Градова, где сообщается, что он окончил Хоровое училище. Судя по возрасту, это должно было произойти примерно в 1981 году. Однако ни одного человека со сколько-нибудь похожим именем в моей базе нет. Значит, либо он значительно изменил имя (или на сайте — его сценический псевдоним), либо Училище он не закончил (потому что сведения о закончивших у меня полные), и о нём никто не сообщил. Было бы интересно задать вопросы ему самому, однако никаких способов связаться с ним на сайте не указано, а на его странице в Контакте все возможности отправить ему сообщение заблокированы (как и полагается у звезды).

* * *

Продолжение истории из вчерашнего дневника. Увы, грустное:
Tags: capella, lhu, Беглецов, Данилин, Рахманинов, Синодальный хор, Хомутенко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments