Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Category:

Среда

Вчера получил письмо от Дмитрия Иванова-Радкевича, правнука композитора Павла Иосифовича Иванова-Радкевича, закончившего Регентские классы Капеллы в 1897 году. К письму прилагались Автобиографические записки П. И., охватывающие его детство-отрочество-юность вплоть до окончания Капеллы и отъезда в Сибирь.



На фото — выпуск Регентских классов Капеллы 1897 года. Второй слева в верхнем ряду Иванов-Радкевич. В среднем ряду сидят педагоги: Е.С.Азеев, А.К.Лядов, С.М.Ляпунов, Н.А.Соколов.

Обязательно будем публиковать, как минимум, фрагмент этих воспоминаний, касающихся Капеллы.

Читая эти Записки, я почувствовал невероятную близость описываемого времени, хоть и отстоящего от нашего на 120-130 лет. Думаю, что это благодаря описанию важных для меня локаций — двора Мариинской больницы, Пантелеймоновского, Смольного, Казанского соборов. Разумеется, Капеллы. Причём, подозреваю, что перестройка здания Капеллы, произошедшая незадолго до описываемых событий, является невидимой границей близкого для меня времени. До неё — это уже далеко.

Впрочем, есть одна лазейка. Чтобы продлить «близкое» время ещё на сто лет назад. Вот здесь, в подвале Капеллы смыкаются кладки четырёх архитекторов, символизирующие для меня четыре эпохи:



— Это кладка Ю.Фельтена, строившего в 1770-80 дом для себя самого. Она слева, замазана цементом. Его постройку в 1808 году купили для Капеллы по инициативе Бортнянского.
— Это кладка П.Виллерса, надстроившего здания в 1834 и заделавшего две лишние подворотни, ведущие на Мойку. Широкая кирпичная арка на фото — как раз под стеной, закрывшей подворотню с внутренней стороны. В одной из этих двух квартир-подворотен жила семья В.А.Опаховой, рассказ о которой содержится в Блокадной книге Д.Гранина и О.Адамовича.
— Это кладка Л.Бенуа, в 1880-х, помимо прочего, соединившего корпуса на Мойку с концертным залом. Его кирпичи на фото — это массивный угол в самом центре фото.
— И, наконец, кладка М.Гейслера, начала XX века, перенёсшего капитальную стену соединительного корпуса. Благодаря этому — ровно над проходом, ведущим на фото вглубь,— появился коридорчик, ведущий в учительскую на втором этаже в 1970-80-е, и широкий спевочный зал на третьем этаже, который сегодня Капелла использует для камерных концертов.

Все четыре эпохи сходятся здесь, в одной точке. По-моему, это, типа, чудо.
Tags: capella, lhu, Веллерс, Гейслер, Иванов-Радкевич, Леонтий Бенуа, Опаховы, Фельтен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments