?

Log in

No account? Create an account
Среда - В Северном Ледовитом
August 15th, 2018
23:59

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Среда
Уйти с работы вовремя не удалось — да и не сильно тянет в разорённый ремонтом дом. Но в результате остаётся совсем мало времени, чтоб сделать что-то полезное.
Из четырёх нотных работ получилось заняться только тремя.

Ночь в Арбаже П.А.Богданова: набрал всего лишь одну страницу партитуры. Зато исправил много ошибок в уже набранном тексте. В рукописи отсутствуют четыре страницы в середине части. А у другой части отсутствует первая страница. Придётся досочинять. Мы разговаривали с Д.Н.Ардентовым, у которого хранится оригинал этой рукописи. Он спрашивал, как продвигается дело. Восхитился, узнав, что уже можно даже послушать, как это звучит. «А что, можно сделать, чтоб как струнные звучало? и как фортепиано? и как медные? Значит, живой оркестр и не нужен теперь? И можно будет такую запись отправить в Арбаж?» Кстати, как раз именно на слух и вылезают разные ошибки, которые глазом пропускаешь.

Реквием А.Г.Шнитке. Пока что продолжаю вводить подтекстовку. За сегодня добавил её к очередным 160 тактам. Казалось бы, какие проблемы? Да, в общем-то, никаких. Однако взять канонический текст Реквиема и просто вставить его в ноты одним движением не получится. Ну, во-первых, его нужно делить на слоги. Кстати, когда-то мы с моим другом olorulus’ом соорудили специальную программу, которая делит текст на слоги. Таких программ много, но наша была самая лучшая. Она анализировала паттерны в имеющейся базе подтекстовки и делила на слоги новый текст согласно этим паттернам. Новая нотная программа определённо получит модуль слогоделения на основе этого алгоритма. Но в данном конкретном случае это никак не поспособствовало бы ускорению работы. Певческий текст распределён между хоровыми и тремя сольными партиями. В хоре появляются эпизодические дивизи до трёх частей на партию. Где-то разные партии одновременно исполняют один и тот же текст. Но в полифонических фрагментах ни о какой одновременности речи не идёт. Фрагменты текста многократно повторяются со сдвигами, а в некоторых партиях могут отсутствовать, так что, скажем, одна строчка текста оказывается составлена из частей, исполненных разными участниками. В общем, поэтому приходится подставлять все слоги под ноты вручную такт за тактом, строчка за строчкой.

Вариации П.Б.Рязанова. Удалось полностью закончить ввод штрихов и вёрстку. Завтра распечатаю результат и отдам в корректуру. Правда, сборник будет включать и другую музыку. Изначально планировалось издать Сонату. Затем решили добавить Вариации. Но есть ещё Сюита и Лирические этюды. Из всего перечисленного издавалась Сюита и часть Этюдов. Всё остальное существует только в рукописи, поэтому, конечно, нужно делать по максимуму, раз уж получено добро на отдельный сборник.

С Д.Н.Ардентовым договорились о новой встрече. Когда мы встречались во время учёбы, нам никогда не хватало времени. Вернее, мне не хватало. Студенты вечно куда-то торопятся, и норовят заставить педагога придерживаться расписания. А между тем, педагогу всегда есть, что рассказать. Вот и сейчас Д.Н. спросил: «Сколько у меня будет времени?» и был, видимо, доволен, услышав, что я в этот раз не буду торопиться. Конкретных вопросов у меня не так много, однако пока есть возможность, нужно выспрашивать как можно больше. Неожиданностью для меня стала просьба Д.Н. подготовить для него рассказ о том, почему я вообще всем этим занимаюсь. Проблема в том, что я и сам себе не смогу ответить на этот вопрос. Вернее, если подумать (а теперь в оставшиеся до встречи дни я об этом думаю), то можно найти какие-то причины, какую-то мотивацию. Но насколько все эти причины были причинами на самом деле — это, наверное, вопрос к психоаналитику.

Tags: , , , , , , , ,

(5 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:kcmamu
Date:August 16th, 2018 09:43 am (UTC)
(Link)
> Кстати, когда-то мы с моим другом olorulus’ом соорудили специальную программу, которая делит текст на слоги. Таких программ много, но наша была самая лучшая. Она анализировала паттерны в имеющейся базе подтекстовки и делила на слоги новый текст согласно этим паттернам. Новая нотная программа определённо получит модуль слогоделения на основе этого алгоритма.

А можно поподробнее про алгоритм? В чем отличия от алгоритма Ляна, который используется в ТеХе?
From:ptrue
Date:August 16th, 2018 09:40 pm (UTC)
(Link)
Ну, для начала, задачи разные. Алгоритм Ляна, а также все остальные алгоритмы, применяемые в текстовых процессорах, предназначены для расстановки переносов в тексте. А это совсем не то же самое, что деление на слоги певческого текста. Ну, например, алгоритм расстановки переносов никогда не отделит одну букву в начале или конце слова, не станет отделять частицы, меняющие смысл слова (например, "не" в начале слова), а слогоделитель обязан отделять вообще все слоги. Дальнейшее отличие стоит в стремлении алгоритма переносов делить слова на границе морфологических частиц. Наш алгоритм такого стремления не имеет.

Ну а сам алгоритм очень прост: он состоит в наращивании базы исключений.
[User Picture]
From:kcmamu
Date:August 16th, 2018 10:08 pm (UTC)
(Link)
Про алгоритм Ляна у вас неправильное представление -- он решает в точности ту же задачу, что и ваш: дан набор слов с расставленными "черточками" между буквами, и надо научиться расставлять аналогичным образом "черточки" в новых словах. Все свойства типа "никогда не отделит одну букву", "не станет отделять частицы" и др. -- либо установки параметров для конкретного запуска (для русского по умолчанию -- не отделять одну букву в начале и в конце, для английского -- не отделять одну в начале и две в конце), либо следствие того, по каким правилам ставились черточки в обучающем материале. Если обучать для переноса, будет одно, а если для слогоделения -- другое. (Я как-то с ним игрался вообще на предмет расстановки ударений в церковнославянском тексте -- тоже вполне посильная задача оказалась.)

А сам алгоритм тоже "состоит в наращивании базы исключений". И вот тут-то как раз и интересно, в чем разница с вашим методом. Лян по поводу своего целую диссертацию написал. У него базы довольно компактные получаются.
[User Picture]
From:kcmamu
Date:August 16th, 2018 11:44 pm (UTC)
(Link)
Диссертация Ляна с описанием алгоритма: https://tug.org/docs/liang/liang-thesis.pdf
From:ptrue
Date:August 17th, 2018 06:25 am (UTC)
(Link)
Спасибо большое, я не знал, что алгоритм Ляна универсальный. Получается, мы слегка велосипед изобрели. Будем изучать.
Powered by LiveJournal.com