?

Log in

No account? Create an account
Четверг (возвращение; комические куплеты) - В Северном Ледовитом
October 4th, 2018
23:59

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Четверг (возвращение; комические куплеты)
Вернулись из двухнедельного отпуска на Менорке. Помимо лёжки на пляже совершали пешие, автобусные и автомобильные вылазки во всякие красивые и интересные места. Если будут силы, потом расскажу.

За это время не сделал практически ничего значимого, о чём стоило бы оставлять запись в дневнике. Вернее, сделал три вещи, которые в другое время могли бы занять каждая по одному дню. Расшифровал два интервью и составил заявку на один доклад. Последняя из упомянутых задач повлекла за собой несколько интересных находок, однако о них будет идти речь в самом докладе, поэтому пока спойлерить не буду.

Отдых закончился, и ещё не успел полностью остановиться наш приземлившийся в Хельсинки самолёт, как мне уже пришло письмо от литературного редактора по изданию Мутантской хрестоматии. В числе прочего редактор озаботилась моим желанием подтекстовать во всех песнях все куплеты прямо под нотами. Самое большое получилось в одной песне семь куплетов, и ещё в нескольких по шесть. В остальных случаях меньше.



Хотя такое, в принципе, встречается в существующих изданиях, однако более традиционная практика (особенно в отечественных нотах) это подписать под нотами один куплет, а остальные выписать после нот просто в виде стихов.

Поскольку у меня плохая память, то второй тип изданий всегда представляет для меня большую проблему. Пока поёшь первый куплет, нужно запомнить мелодию, потому что при чтении второго нот перед глазами уже нет. Либо нужно развить способность следить одним глазом за нотами на одной странице, а другим глазом за словами на другой. Что хоть и проще (чем запомнить), но тоже требует специальных навыков.

Лит. редактор заручилась поддержкой одного из старейших и самых авторитетных сотрудников издательства и просила меня пересмотреть подход. («Три куплета под строкою — ну ещё туда-сюда; ну а семь и даже шесть — это просто ерунда».) Пока что единственный аргумент противоборствующей стороны состоял в том, что «так не принято».

Я планирую прийти в издательство, выстроить всех несогласных в ряд и попросить их исполнить несколько куплетов по традиционной записи. Если справятся, то подумаю.

А вы какой способ записи куплетов предпочитаете? Под нотами или отдельно?

Poll #2085730 Запись куплетов

Где вам удобнее читать слова второго и третьего куплетов песни?

Прямо под нотами, один под другим
3(75.0%)
После всех нот, в виде обычных стихов
1(25.0%)

Tags: , , , ,

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:niclaus
Date:October 5th, 2018 03:52 pm (UTC)
(Link)
Третий вариант: Ctrl+С - Ctrl+V, и так шесть раз ;-)
From:ptrue
Date:October 5th, 2018 04:42 pm (UTC)
(Link)
Нееее. Надеюсь, это была шутка.

Правда, в одной песне, где было восемь куплетов, я сделал компромисс: выписал нотный материал дважды, и подписал по четыре куплета под каждой копией :-|
[User Picture]
From:niclaus
Date:October 5th, 2018 05:40 pm (UTC)
(Link)
Шютка :-)
Правда, когда делаю для местных что-нибудь в трёхчастной форме, стараюсь избегать вольт, сеньо и фонарей — так легче читается. А бумаги и тонера нам не жалко!
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:October 5th, 2018 05:25 pm (UTC)
(Link)
"Под нотами или отдельно?"
-- Я бы под нотами не писал больше 2-х куплетов.
Минусы: во-первых, абсолютно "неэстэтично"; а во-вторых, всё равно трудно читать - и ноты, и стихи.
А вообще-то, интересная проблема! Я с такой проблемой, к счастью, никогда не встречался - ни в своей музыке, ни в чужой. Память что-то там вытаскивает подобное, когда в 80-х я читал фольклорные сборники...
В общем, оба варианта плохи, но первый хуже.
From:ptrue
Date:October 6th, 2018 09:00 pm (UTC)
(Link)
Я бы вообще заставил всех авторов писать разную музыку для разных куплетов. Тогда и проблемы не будет.
Но Шуберта уже не заставишь...
[User Picture]
From:arkaditroitsky
Date:October 6th, 2018 11:14 pm (UTC)
(Link)
Здравствуйте, Пётр!
1) Там, у Шуберта, вроде не одна и та же музыка... Не помню просто...
2) я бы печатал одинаковую музыку несколько раз с двумя строчками текста. Это введь для артистов делается, а не для красоты, а для артистов так, кажется, лучше...
А мб я во всем этом и ошибаюсь, кто знает.
А как Вы решили печатать?
И вот ещё интересное. Строго говоря, овременная музыка и не допускает простого повторения музыкального материала. Это не хиляет сейчас даже в попмузыке.
короче говоря, Вы это и без меня всё хорошо знаете. :)
From:ptrue
Date:October 7th, 2018 09:16 pm (UTC)
(Link)
Аркадий, здравствуйте!
Ну вот конкретно в той песне, что здесь на картинке — одна и та же.
Я-то решил как на картинке. Но, кажется, противодействие этому будет довольно сильным. Переделывать не хочется. Но, возможно, придётся. Там хотят ещё добавить немецкий текст, и вот его точно придётся печатать отдельно. И тогда вообще лучше первую русскую и первую немецкую строчки дать под нотами, а всё остальное отдельно.

В попмузыке не хиляет. Но кто ж её нотами записывает. Максимум — мелодию с аккордами. Но мелодия-то как раз вполне себе повторяется. :)
[User Picture]
From:zakivimiarch
Date:October 5th, 2018 06:04 pm (UTC)
(Link)
Нарочно посмотрел на IMSLP, как издана моя любимая песня Шуберта:
http://ks4.imslp.info/files/imglnks/usimg/c/c1/IMSLP09211-SchubertD254_Der_Gott_und_die_Bajadere.pdf
Думаю, если все 9 строф заверстать в ноты, вышло бы совсем нечитаемо. А динамику карандашом можно и в стихотворном тексте расставить.
From:ptrue
Date:October 6th, 2018 09:01 pm (UTC)
(Link)
Ага: «После сборки — доработать напильником карандашом».
[User Picture]
From:zakivimiarch
Date:October 6th, 2018 09:25 pm (UTC)
(Link)
Если я правильно понимаю, указание "bei diesen Strophen sowohl als bei übrigen muss der Inhalt derselben das Piano und Forte bestimmen" - авторское. Так что в этом особом случае нужно именно "дорабатывать напильником", следуя за мыслью Гете, и так задумано.

Но, так или иначе, 9 строф в нотах - это совсем нехорошо было бы.
From:ptrue
Date:October 6th, 2018 09:33 pm (UTC)
(Link)
Следовать за мыслью — да; но, можно, вероятно, и без карандаша — если в момент исполнения думать, о чём поёшь.

Нехорошо 9 строф в нотах — с точки зрения расстановки отдельной динамики для каждой строфы?

Ну, не знаю...
Powered by LiveJournal.com