?

Log in

No account? Create an account
Воскресенье в Петербурге - В Северном Ледовитом
October 21st, 2018
23:48

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Воскресенье в Петербурге
У входа в Александринский театр встретились с Виталием Гассельблатом. Он продолжает выискивать артефакты, связанные с историей своей семьи (потомков создателя одноимённого фотоаппарата), и на этот раз нашёл книжку по краеведению на шведском языке, которую продавали в Стокгольме. А я выполнил функцию почтальона. Ну и кошелька, разумеется. Думаю, если так пойдёт, то можно начинать учиться на виолончели.

Прежде чем проститься, понаблюдали обычное ежедневное шоу под названием «Российская национальная библиотека в час открытия». Сценарий примерно таков. Кучка людей, постепенно увеличивающаяся в размерах, переминается с ноги на ногу вокруг главного входа в библиотеку. Разумеется, это не главный вход, задуманный архитектором здания. Пролетарское прошлое никуда не деть: все главные входы везде заколочены, а их функцию везде выполняют какие-то боковые дверки с узкими проходиками под лестницей. Так и тут. Но дверь старинная. Деревянная, застеклённая. Однако чтобы враги не побили стёкла во внеурочное время, застекление закрыто стальными щитами. В час открытия по ту сторону дверей раздаётся железный лязг. Это охранница начинает отвинчивать гайки с болтов, на которых крепится броня. Болты длинные, и лязг слышится довольно долго. Когда последняя гайка откручена, ставни отворяются, за ними отворяется дверь, охранница выходит наружу и вынимает болты из дырок и складывает их в специальную авоську. Собравшиеся смиренно ждут, после чего гуськом начинают проходить внутрь.

В Отделе рукописей библиотеки меня ждала весёлая сотрудница читального зала по имени Наталья Борисовна. Моя мама вспоминала, что когда она в молодости здесь работала, то была тут такая «смешливая девочка Наташа». Вот это она и есть. Только уже, конечно, далеко не девочка. Посетителей было всего двое, и она развлекала нас разными весёлыми рассказами. А потом даже показала свои рисунки. Так что минутное дело (заказать пару документов) заняло у меня почти час. Но, к счастью, Н.Б. разрешила заказать документы на завтра (а не на следующий приезд, как могло оказаться). Я заказал поздравительные адреса М.Г.Климову к его 25-летию работы в Капелле. Вообще, в своё время в перебрал весь фонд Климова, но тогда посчитал эти адреса малоинтересными и их не смотрел. А недавно обнаружил копию одного из адресов в совершенно посторонней работе, и понял, что недооценил этот лот. Второй документ заказал из фонда Вакселя и Юргенсона, в коллекции которых имеются рукописи Бортнянского. К рукописям прилагается описание на французском языке, воспроизведённая в недавно вышедшем издании уважаемого barbiere. С самого начала я подозревал там опечатку (вернее, не правильно прочитанный рукописный текст), но чтоб убедиться (или разубедиться) в этом, нужно посмотреть оригинал.

В Газетном зале РНБ на Фонтанке попытался отыскать две вещи: заметку из С.-Петербургских ведомостей 1889 года о визите Александра III в только что перестроенное Леонтием Бенуа здание Капеллы (у меня есть аналогичная заметка из «Гражданина», но в «Ведомостях», из которых у меня есть только фрагмент, представлен альтернативный рассказ) и заметку из какой-нибудь городской газеты 1901 года о том, как ученики устроили в Капелле взрыв водопроводной трубы, начинив её бертолетовой солью (об этом случае рассказывает в своих мемуарах С.В.Смоленский, добавляя, что после него «нас пропечатали в газетах». В каких — не сообщает).
    Газету 1889 года мне не дали, сказав, что она настолько ветхая, что рассыпается в руках. В газетах 1901 года ничего не нашёл (смотрел СПб ведомости, Ведомости СПб градоначальства, Петербургский листок).
    Зато вдруг вспомнил о теме, связанной с 1927 годом, по которой предстоит делать доклад через месяц. И на всякий случай попросил «Красную газету» за это время — утренний и вечерний выпуск. Ни на что особенно не надеясь. И таки нашёл то, что нужно! Кроме собственно доклада, организаторы, как водятся, просят на эту тему и статью. На этот раз — статью просят заранее. И уже давно. И я всё время радуюсь, что ещё не сдал её, потому что каждый день находится какой-нибудь новый материал, который не то, чтобы полностью переворачивает уже написанное, но, как минимум, добавляет к этому новый важный штрих. Правильно говорит barbiere — любая книга устаревает на следующий день после того, как она напечатана. Казалось бы, если её не печатать, то она никогда не устареет. Но тогда её за тебя напишут другие. Так что тут нужно вовремя остановиться.

Съездив ещё по одному делу (личному для моего коллеги, поэтому о нём не пишу), я даже успел увидеться с внуком Тимофеем и посмотреть, как он танцует новый секретный танец.

Явился незванным гостем на юбилей Светланы Александровны Садовниковой. Мы не виделись лет двадцать, и я поразился, как прекрасно она выглядит — никаких 70 там и в помине нет. Само празднество произвело впечатление комсомольского девишника. Пели песни под гитару, рассказывали стихи, отвечали на вопросы. Всё так невинно и красиво! С.А. не позволила мне участвовать в приготовлении стола, а отправила в спальню, сказав, что там стоит лоханка книг, из которых можно себе что-то выбрать. Что «это предназначалось для Вадима Александровича, но раз он не пришёл, то сам виноват». И тут карта попёрла. Я выбрал себе следующее (сам поражаясь своей наглости):

1.Александр Давиденко. Воспоминания, статьи, материалы. Л., 1968.
2. Музыкальная панорама Ленинграда. Л., 1977.
3. Работа с хором. Методика, опыт. М., 1972.
4. Хоровое искусство. Вып. 3. Л., 1977.
5. Шостакович о времени и о себе. М., 1980.
6. Анисимов А.И. Работа с самодеятельным хором. Л., 1938.
7. Бобровский В. Песни и хоры Шостаковича. М., 1962.
8. Викторов В. Ростислав Бойко. М., 1985.
9. Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л., 1951.
10. Ильин В.П. Учебно-репетиционная работа в самодеятельном академическом хоре. Л., 1990.
11. Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижёры. М., 1953.
12. Локшин Д. Д.С.Васильев-Буглай. М., 1958.
13. Локшин Д. Хоровое творчество Мариана Коваля. М., 1967.
14. Мацкевич И. А.Д.Кастальский. М., 1969.
15. Михайлов М. А.К.Лядов. Л., 1985.
16. Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.. Свердловск, 1991.
17. Птица К.Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970.
18. Рогожина Н. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский». М., 1958.
19. Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1975.
20. Рыцарева М. Композитор Д.Бортнянский. Л., 1979.
21. Рыцарева М. Композитор М.С.Березовский. Л., 1983.
22. Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский. Л., 1974.
23. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
24. Чесноков П.Г. Хор и управление им. М., 1952.
25. Шилов А. А.В.Александров. М., 1955.
26. Моцарт В. Реквiєм. Київ, 1973.
27. Вердi Дж. Реквiєм. Київ, 1976.
28. Хоры советских композиторов без сопровождения. Из репертуара Ленинградского хора любителей пения. Сост. Е.П.Кудрявцева. Л., 1984.

Часть из этих книг у меня и так была — но более позднего издания. А я, как настоящий историограф, люблю иметь разные издания. (Сравнивая их, в частности, можно выявить, кто у кого что списал.) Что касается реквиемов Моцарта и Верди, то украинского издания у меня тоже не было. Книгу Успенского я вот-вот собирался заказать в букинистическом, да жаба придушила. И вот она тут! И, кстати, много было книжек, которые я годами искал по разным барахолкам, потом с трудом находил, как жемчужины. А тут они все лежат целёхоньки, некоторые даже по нескольку экземпляров. Порадовался за тех, кто придёт к этой лоханке после меня.

Вечер провёл с родителями. Обмыли выход новой папиной статьи: Александровская больница в Петербурге и памятник её основателю Александру II. В толстенном сборнике под названием «Культурное наследие Российского государства», вып. VII. В этом же сборнике оказалась пронзительнейшая статья-воспоминания об органисте Олеге Киняеве, написанная мамой одного из его учеников, Александрой Терехановой — «Хорошо играешь, но плохо!». Книга лежала в издательстве почти четыре года, поэтому при чтении статей возникает иногда странное ощущение. Но лучше поздно, чем никогда.

Tags: , , , , , , , , , ,

(Leave a comment)

Powered by LiveJournal.com