Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Category:

О документах эпохи

Песня мультяшного пирата «Что бы такого сделать плохого» в устах маньяка-убийцы перестаёт быть мультяшной.

Гимн Советского Союза перестал быть документом эпохи, когда его снова ввели в обращение.

Оратория Прокофьева «На страже мира», исполненная двадцать лет назад, была документом эпохи. Дирижёр Юрий Темирканов после того исполнения 12 апреля 1997, отвечая на вопросы корреспондентов, с каким чувством он исполнял эту музыку, ответил: «С великой радостью!» И можно было понять, что это за радость. Радость о том, что мрачная эпоха отошла в прошлое, что эта музыка вышла из её плена и теперь может исполняться именно как документ. Как произведение искусства. А не как часть пропагандистской работы. Собственно, и концерт тот назывался — Шедевры эпохи социалистического реализма.

Исполненная сейчас (23 января 2019), эта оратория приобретает совсем другие краски. Лежащая в основе либретто милитаристская риторика, которая двадцать лет назад казалась ушедшей в прошлое, а потому воспринималась исполнителями и слушателями, как карикатура, сегодня уже карикатурой не является. Чтец, народный артист России Николай Буров, озвучивал зловещие слова с совершенной серьёзностью. Не нарочитой. Не переигранной. А абсолютно реалистичной. Впрочем, дирижёр и руководитель проекта, заслуженный артист России Владимир Беглецов явно имел в намерениях дистанцироваться от повествования, придав ему театральный характер. Об этом свидетельствуют, например, инструкции, которые он давал мальчику-солисту, исполнявшему в Колыбельной (части оратории) слова «Скворчата спят, галчата спят, и ты, малыш, усни». «Постарайся петь это как можно более мрачно»,— наставлял дирижёр солиста на репетиции. Ещё бы, ведь заканчивается колыбельная словами «Оберегают жизнь твою и родину и дом твои друзья в любом краю, их больше с каждым днем. Они дорогу преградят войне на всей земле, ведёт их лучший друг ребят, а он живет в Кремле!»

Несмотря на усилия дирижёра, оратория прозвучала злободневно. И у слушателя мелькала мысль: «Ведь это про нас! Это про сейчас!» И восприятие данного исполнения, таким образом, оказывалось на грани. Балансировало между «документом эпохи» и агитпропом.

Не выдержал балансирования и упал в пропасть Концертный хор С.-Петербурга на концерте 23 февраля — благодаря исполнению песни «На подводной лодочке». Сатирическая песня о зарплате военнослужащих, написанная в 1980 в андеграунде и пародирующая штампы советской пропаганды, сегодня попала в точку и оказалась принятой за чистую монету — как сторонниками нынешней телевизионной риторики, так и её противниками. Надо признать, исполнение этой песни в сегодняшнем контексте — это большая ошибка.
Tags: Беглецов, Буров, Прокофьев, Темирканов, гимн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments