ptrue

Categories:

П.А.Богданов: источники

БРЭ заказала новые статьи, в том числе — про Палладия Андреевича Богданова. При сборе материала некоторые вещи вызвали сомнение.

1. [МЭ] и [Ардентов] сообщают о том, что Б. окончил «классы» Капеллы по трём специальностям: скрипка, теория музыки и хоровое дирижирование. Вероятно, из соображений безопасности оба источника умалчивают, что Б. окончил инструментальные и регентские классы К. Сомнение заключается в том, что специальность «хоровое дирижирование» в 1903 существовала именно под таким названием. Есть очень сильное подозрение, что специальность называлась «регент». У меня есть стойкое ощущение, что я видел диплом Б. (а раз видел, то должен был иметь фотокопию). Но не могу его найти, и даже вспомнить, где именно видел. 

2. Сколько лет Б. работал в хоре радиокомитета? Он организовал его в 1934, имеются грампластинки с записью под его руководством в 1937, но это всё, что известно.

3. Действительно ли Б. руководил самодеятельностью до войны? Если да, то почему информация об этом, появившись в [ХС-1], была удалена из последующих изданий? Что это была за самодеятельность?

4. Пожалуй, главный вопрос. [Правдолюбова], пересказывая [Успенского], сообщает, что Б. являлся «внештатным регентом и композитором Николо-Богоявленского Морского собора». У [Успенского] — только композитором. Я задал этот вопрос Серёже Федосееву, который связан с Собором, и он подтвердил, что Б. никогда регентом в Соборе не работал, а писал для Собора музыку на заказ, за деньги. Т.е. в точности, как написано у Успенского. К сожалению, его уже не спросить... На вопрос, кто ещё может знать об этом, Серёжа сослался на Олега Евгеньевича Соколова. Кстати, [Стефанович] прямо пишет, что Б. «не регентировал в приходских церквях».

5. Часть этих вопросов можно было бы снять, если бы был доступен архив. Границы закрыты, архив закрыт, а дело П.А. по какой-то непонятной причине я не посмотрел раньше. А между тем, в деле хранится трудовая книжка П.А., где должна быть точно отражена его, как минимум, советская, ну или уж точно послевоенная трудовая биография. Любопытно, что в фонде Капеллы дело Б. отсутствует (несмотря на 40 лет работы там). Оно есть только в фонде Хорового училища. Понятно, что когда организации разделились, то и архивы каким-то образом нужно было делить. Однако некоторые персоны оказались представлены в обоих архивах, некоторые бесследно исчезли, а некоторые приходится искать и там, и там. Любезным предложением ректора АХИ А.К.Петрова поработать в их архиве в Москве я пока тоже не могу воспользоваться из-за закрытых границ. А совершенно явно часть дел уехала туда.


Источники следующие (в хронологическом порядке):

[ХС-1] Романовский Н.В. Хоровой словарь, изд.1. Л., 1968. С.13–14.

[ХС-2] Романовский Н.В. Хоровой словарь, изд.2. Л., 1972. С.15–16.

[МЭ] Музыкальная энциклопедия, т.1. М., 1973.  Стлб.499.

[Хомутенко] Хомутенко А.Е. Сборник биографических справок. Хор придворных певчих и Придворная певческая капелла 1762–1917. Л., 1975. С.11.

[ХС-3] Романовский Н.В. Хоровой словарь, изд.3. Л., 1980. С.16.

[Ардентов] Ардентов Д. Н. Палладий Андреевич Богданов и его «Страницы воспоминаний» // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве.— Л., 1982.— С.116–136.

[СовХД] Елисеева-Шмидт Э.С. Советские хоровые дирижёры. М., 1986. С.29

[ХС-4] Романовский Н.В. Хоровой словарь, изд.4. М., 2000. С.24.

[Безгодова] Безгодова И.А. Дидактические материалы по истории Придворной певческой капеллы. СПб, 2009.

[Мурин] Мурин А.А. Как очевидец. СПб., 2011. С.321–326.

[Дмитриевский] Дмитриевский В.Н. Жизнь в эпизодах. Ч.1. СПб., 2011. С.100–107.

[Успенский] Успенский В.В. [Предисловие] // Богданов П.А. Духовные песнопения. СПб., 2011. С.1–2.

[Дробышевская] Дробышевская Н.С. Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы). СПб., 2013. С.92.

[Стефанович] Стефанович Д.В. Композиторская школа Н. А. Римского Корсакова в контексте развития русской духовной музыки. СПб., 2017. С.147–148.

[Правдолюбова] Правдолюбова К.К. Традиции Придворной певческой капеллы в творчестве П.А.Богданова. СПб., 2019.


Эволюция источников

[ХС-2] в целом повторяет информацию [ХС-1] (с добавлением даты смерти Б.), но несколько меняет формулировки. Относительно периода 1919–41«педагог техникума и училища капеллы» заменено на «педагог Хорового училища» (которого в указанный период ещё не существовало!), а пункт «рук. хоровой самодеятельности» вовсе удалён. Добавлена ссылка на источник (Гусин-Ткачёв).

[МЭ] указывает полные даты рождения и дату присвоения звания; подробно описывает период учёбы; приводит больше сочинений в списке; добавляет подробное описание деятельности Б. в школе и училище К. в 1941–45, а также (ошибочную) дату организации детской хоровой школы.

[Хомутенко] воспроизводит архивные точные данные, но в его распоряжении были не все архивы.

[ХС-3] дословно повторяет [ХС-2], с добавлением о хоре радиокомитета и с удалением ссылки на источник (Гусин-Ткачёв).

[Ардентов] воспроизводит рукописи Б., но снабжает их своей редакцией и комментариями.

[СовХД] дословно повторяет [ХС-2], но указывает полные даты рождения и дату присвоения звания.

[ХС-4] дословно повторяет [ХС-3], за исключением добавленных пунктуационных ошибок, удалённого определения «советский» (дирижёр) и добавленных ссылок на [Ардентова] и [СовХД]. Во всех изданиях [ХС] полностью отсутствует упоминание о заслугах Б. перед учебными заведениями К. в 1941–45.

[Безгодова] воспроизводит [Ардентова], сопровождая изложение аналитикой, а также добавляет новые архивные документы. Упоминается полный список сочинений Б. (но не приводится).

[Мурин] воспроизводит все слышанные легенды. Определить их происхождение и достоверность не представляется возможным. Ценны личные воспоминания автора.

[Дмитриевский] воспроизводит ошибочную информацию из [МЭ]. Ценны личные воспоминания автора

[Успенский] воспроизводит личные воспоминания.

[Дробышевская] воспроизводит [Хомутенко].

[Стефанович] сообщает много интересных сведений, отсутствующих в других публикациях, но на источники не ссылается. Полагаю, автор расспрашивал очевидцев.

[Правдолюбова] воспроизводит [Мурина] и [Успенского], местами близко к тексту, но кое-где свободно (и ошибочно) интерпретирует. Содержит самый полный (хотя и не исчерпывающий) список сочинений Б.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.