Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

НД

В шестой раз смотрю «Ночной дозор». Что мне больше всего нравится в этом фильме, так это музыка. Я никогда раньше не слышал Юрия Потеенко, однако теперь куплю любой фильм, если только увижу, что музыку писал он.

Что ещё нравится (и, думаю, что являлось главной причиной успеха этого фильма в России), так это то, что действие развивается в родной обстановке. Обшарпанные подъезды, покосившиеся щелястые двери, отъетые милиционеры (с матами, которые оставались в монтажной версии, но исчезли в окончательной), фургон аварийной службы, сколоченный из досок и обитый кровельной жестью, переполненные поезда метро, знакомые улицы — все признаки нашей повседневной жизни. И в этой жизни, происходит что-то необычное — волшебство, битвы за мировое господство между Светом и Тьмой, инициация иных, смешение пространств и времён... В американских фильмах, где могут быть в тысячу раз лучше сделанные эффекты и закрученней сюжет, всё это не произведёт такого впечатления. Потому что американская жизнь уже и без того — диковинка. И мы не почувствуем, где кончается диковинная жизнь и начинается диковинная фантазия. Мы будем смотреть американский фильм, как музейную экспозицию, как красивую сказку, из которой потом вернёмся домой. А в «Ночном дозоре» ощущение реальности, напротив, доведено до максимума. мы не разглядываем неведомое на музейной витрине, оно само врывается в нашу жизнь.

Отдельная благодарность создателям фильма — за эпизод с Игнатом в магазине («Вы что, за мной следите, что ли?!» — «Приходится»). Это одна из четырёх самых для меня сильных сцен фильма. Другие три: 1) Колдунья убивает неродившийся плод; 2) полуживого Антона везут из парикмахерской в офис Горсвета, молчаливый путь сопровождает хор; 4) «Я принёс тебе амулет… Ты что, хотел меня убить?». Однако сцена в магазине не нужна была по сюжету. Она добавлена... просто, как отражение нашей жизни. Ещё одна деталь реальности. То, что делает этот фильм своим. Горьким, болезненным, но своим. То, что заставляет сквозь слёзы и сжатые кулаки верить рассказчикам.

Когда-то мы спорили с моим другом, Валерой Помогайкиным, о «Приключениях Шёрлока Холмса и доктора Ватсона» в исполнении Ленфильма. Валера говорил, что не может серьёзно воспринимать фильм про Лондон, в улицах которого он узнаёт ленинградские фасады, дворы, где прошло его детство, стены, на которых в кадре иногда можно даже разглядеть надписи мелом по-русски, отбитые водосточные трубы… А мне наоборот это обстоятельство представлялось достоинством фильма. Роднившим Ленинград с Лондоном. Позволявшим надеяться, что Шёрлок Холмс может существовать в нашей жизни.

И ещё одна особенность «Ночного дозора», способствующая сближению с реальностью,— отсутствие хэппи-енда. Которое не даёт подсознанию зрителя безосновательную установку «Всё будет хорошо», а заставляет задуматься: «Что я сделаю, чтобы было хорошо?»

Я рад, что есть этот фильм.
Tags: movies, Валера Помогайкин, Ленинград, Лондон, Москва, Ночной дозор, Шёрлок Холмс, Юрий Потеенко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments