Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Categories:
  • Music:

Oratorium Lacrimae by nikitakoshkin

Предуведомление (ага, disclaimer): я не критик и не композитор. Просто слушатель. Со своими ощущениями и своими ассоциациями.

Ave Maria
По характеру первая часть этого номера вполне соответствует каноническому тексту. Я даже смог подтекстовать первые несколько строчек.
Начиная со второй минуты происходят следующие события: в класс впорхнула красивая бабочка, и мальчишка, бросив свои песнопения, выскочил вслед за ней. Она себе порхает, а он радуется солнцу, лету и красоте. Под конец, правда, вспоминает, что надо и в класс возвращаться. Впрочем, наставник — добрый человек, и он даже и не думает ругать своего послушника за такие шалости. «Амен, сын мой,— допевает он последнюю строчку песнопения.— Давай-ка будем заниматься дальше».

Dies irae
А вот это, на мой взгляд, совсем не Dies irae, к которому мы привыкли и который читается из канонического текста. Это не День гнева.
Что же это? Ни минуты не сомневаясь, я бы назвал эту часть Marche funebre. Она пронизана тихой скорбью и воспоминаниями, в середине получающими просветление. К тому же, на протяжении всего номера выдержан маршеобразный ритм, а завершается часть характерным для данного жанра органным пунктом.

Offertorium
Танец восточных девушек. В какой-то мере это и есть offertorium (т. е., жертвоприношение), но, скорее, языческий. Кроме того, я бы назвал его, наоборот, anti-offertorium. Девушки изо всех сил стараются угодить своему господину, потому что он обещал в этом случае отменить казнь. Чью казнь? Ну, это не так уж важно. Возможно, Иоанна Крестителя. А, может быть, канатоходца Тибула. Вдруг не обманет? Но, скорее, конечно, обманет. Поэтому девушки не расчитывают особо на него и пускают в ход свою магию. К концу танца у их господина слипаются глаза и он засыпает. Девушки окружают его и снимают с его пояса ключ от клетки, где сидит узник. Рраз! И Иоанн-Тибул — на свободе!

Tuba Mirum
Путешествие из Петербурга в Москву. Лихой ямщик. «А знаешь, барин, как мой дед в старину хаживал! Налей четвертушку — не пожалеешь!»
«Вот спасибо, барин! Так о чём бишь я?.. А, ну так вот. Раз зимой пробирались мы лесом. А кругом немцы. Что говоришь? Не было тогда немцев ещё? Как не было! Вот те крест, были! Сам видел. Наливай ещё... Дак вот, слушай дальше. Идём мы, значит, просекою, а тут на нас здоровенный медведь из-за берёзы как выскочит! Ну, дед мой, меня, значит,— башкой в сугроб, так что я даже испугаться не успел, а сам — на медведя в рукопашную! Наливай, ага... Я только из сугроба вылезти успел, а смотрю: дед мой медведя уже в сани запрягает. Ну и понеслись мы, будь здоров! Медведи, знаешь как бегают? До самой Москвы-матушки за пол дня долетели. А ты говоришь: немцы. Смотри, барин, вот мы уже и приехали!»

Credo
Господин был очень сердит на своих восточных девушек, за то что они сделали. Он оставил их без ужина и запер в самой высокой башне своего зáмка. Плюс ко всему, одну из девушек угораздило влюбиться в Тибула-Иоанна. Сам виновник страсти тоже не дремлет. Прослышав о том, что девушки впали в немилость у своего господина (а всё из-за того, что спасли от верной смерти его — Иоанна-Тибула), он пробирается в замок с намерением освободить их. Пока он блуждает по коридорам и лестницам, девушки, сидя в башне, под пение сверчков обсуждают свои девичьи радости. «Рахиль, а что же ты в стороне сидишь? Смотри, мы уже все темы по десять раз перебрали, теперь ты расскажи что-нибудь новенькое».— «Ой боюсь я, девоньки. Милóва жду. Я знаю, он обязательно придёт нас освободить. Ка бы не узнал господин наш...» Над сценой повисло ожидание. Что-то будет. Часть девушек засыпает.

(А в это время служители сцены за вторым занавесом готовят декорации к финалу.)

Gloria (финал)
Тибул продолжает плутать по коридорам, натыкаясь на сонных охранников. По пути он мечтает о вожделенной Рахили. Наконец, ему удаётся пробраться в башню с девушками. Но открыв дверь в их горницу, он видит, что они все спят. Тогда, чтобы разбудить девушек (и, в то же время, остаться незамеченным для охранников), он пускается в возбуждённый пляс (01:52). Девушки просыпаются, подхватывают его танец и вся команда проскакивает мимо очумелых охранников наружу. Внезапно злой господин просыпается и обнаруживает пропажу девушек (04:30). Спросоня он не может найти своих сапог, а его слуги носятся по коридором и сталкиваются друг с другом лбами. Тем временем (05:09) девушки и их рыцарь уже далеко в лесу. Вокруг поют птицы; уже наступает утро, начинает светать. Они решают сыграть свадьбу тут же, прямо сейчас. Появляется скатерть самобранка, птицы приносят невиданные яства, гости оживлённо шумят, наконец все кричат «Горько! Горько!» и влюблённые застывают в длительном поцелуе. Занавес несколько раз падает и снова возносится ввысь, демонстрируя зрителям этот счастливый миг.
Happy End.

Update: А вот комментарии другого слушателя (skromnyaga).
Tags: Никита Кошкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments