Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Центровка мёртвых пауз

А вот ещё интересный вопрос. Взгляните на этот фрагмент корректуры:



Редактор здесь просит сместить мёртвые паузы влево, чтобы они находились не в формальном центре такта, а в оптическом. В данном случае разница между формальным и оптическим центрами усилена за счёт того, что в партиях кларнета стоят дополнительные ключевые знаки. Формально такт начинается от первой ноты, и пауза выровнена точно между этой нотой и правой тактовой чертой. Однако это выглядит некрасиво, так как оптически пустое пространство слева от воображаемой первой ноты пустого такта воспринимается, как принадлежащее такту, и, следовательно, пауза выглядит смещённой вправо от центра. Что бы вы выбрали в своём идеальном издании — формальный центр или оптический? И почему?

Кстати, я употребил термин «мёртвые паузы». Я не встречал это выражение ни в одной из книг по нотной графике, однако обнаружил его в корректуре, сделанной 65 лет назад моим дедом в издательстве «Тритон». Гравировалась виолончельная соната Шостаковича, соч. 40 (не знаю, почему Д.Д. отдал её в «Тритон»: к тому времени он давно и много печатался в московском Музгизе). Как видно из корректурного оттиска (напечатанного по технологии того времени контактным способом с гравировальной доски, и потому в обращённом цвете), Шостакович просит добавить несколько нот в прежде пустых тактах:



Рядом с авторской правкой имеется приписка NB другими чернилами, сделанная моим дедом (он был редактором этого издания), и на обороте соседней полосы его же рукой дана карандашная инструкция для гравёра:



«NB Уничтожить мёртвые паузы». Для нас кажется само собой разумеющимся, что раз мы добавляем в такт ноты, то паузу следует убрать. Однако для гравёра, который мог не быть музыкантом, это следовало пояснить.

Не знаю, был ли термин «мёртвые паузы» в ходу в то время (1920-30-е годы) или же он пришёл редактору в голову спонтанно, однако думаю, он имеет право на существование. Если вам он где-нибудь встречался, или он принят в вашей среде, то мне интересно узнать об этом.
Tags: notovodstvo, rests, Пётр Борисович Рязанов, Тритон, Шостакович
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments