Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Category:

Ферматы в голосовании

Один из аспектов так называемой инвентаризации партитуры перед извлечением оркестровых партий оказался не рассмотренным в Русской книге о Finale (с. 117–119) — это добавление фермат в снятые нотоносцы.

Предыстория вопроса:
- Хотя в пустых тактах φ изображает целые паузы, прицепить к этим паузам ничего нельзя — они мёртвые (и концепция φ как нельзя лучше подтверждает правомерность использования этого термина). Поэтому, чтоб поставить фермату над пустым тактом, требуется сперва поместить туда реальную целую паузу, которая будет выглядеть, как мёртвая, но к ней уже можно привязывать штрихи, а знак ферматы в φ изначально находится именно в разделе штрихов.
- Если в каком-то такте партитуры одна партия имеет фермату, все остальные партии тоже должны иметь в этом такте фермату.
- Если на какой-то странице (системе) партитуры партия не имеет ни одной ноты, её с этой страницы (системы) снимают для экономии места. φ умеет это делать автоматически: в версиях до 2011 снятие пустых нотоносцев называлось оптимизацией (Optimization), а в версии 2011 — более очевидным выражением сокрытие пустых нотоносцев (Hide empty staves). Снятию с точки зрения φ подлежат все нотоносцы, которые в рамках данной системы содержат только мёртвые паузы. Поэтому те партии, в которых стоят такты с ферматой (привязанной к реальной целой паузе), останутся навиду. Чтобы их снять, нужно либо стереть оттуда паузы (вместе с ферматами), либо ставить ферматы не как штрихи, привязанные к паузе, а как текстовые нюансы, привязанные к такту. Почему второй способ не подходит, будет объяснено ниже. А почему подходит — ещё ниже.
- При извлечении партии из партитуры все последовательно стоящие пустые такты этой партии объединяют в одну многотактовую паузу. φ умеет это делать автоматически, объединяя в многотактовую паузу все соседние такты с мёртвыми паузами. Такты с ферматами не должны оказываться частью многотактовой паузы, они должны оставаться отдельными, являясь одним из важных ориентиров для исполнителя. Если ферматы привязаны к реальным паузам, то автоматическая процедура φ не станет объединять их в многотактовые паузы. Если ферматы поставлены, как текстовые нюансы, привязанные к такту, то φ их не заметит и они окажутся скрыты внутри многотактовой паузы, поэтому такой способ расстановки фермат не годится.

Проблема:
Реальные паузы с ферматами в пустых тактах мешают снятию пустых станов в партитуре, но необходимы в извлечённых партиях.

Решение:
При наборе партитуры ставить ферматы в пустых тактах только тех партий, которые не будут сняты. В процессе подготовки к извлечению партий из партитуры (на этапе «инвентаризации» партитуры) — добавить реальные паузы с ферматами во все молчащие партии.

Примечание:
Поскольку в φ 2011 работает новая функция динамического обновления снятых станов, то добавление реальных пауз с ферматами в снятые нотоносцы приведёт к тому, что эти нотоносцы вновь появятся в партитуре. При хранении партитуры в одном файле со связанными партиями это приведёт к нарушению вёрстки партитуры. В этом случае остаётся один выход: ставить ферматы, как текстовые нюансы, привязанные к такту, и каждый раз вручную выковыривать их в партиях из многотактовых пауз, после того, как φ их туда закатает.
Tags: fermata, finale, notovodstvo, part, rests
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments