?

Log in

No account? Create an account
Чем я занимаюсь — Ярославна - В Северном Ледовитом
September 19th, 2013
09:29

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Чем я занимаюсь — Ярославна
Вчера мы остановились на том, что после ужина до конца дня у нас остаётся ещё три часа. Итак,

21:00–22:00
Ещё один клавир, находящийся у меня в работе, это клавир балета «Ярославна» Бориса Тищенко. Его аранжировку мне делать не надо, только набрать уже существующий клавир, который был напечатан в 1975 тиражом 100 экземпляров с копии, подготовленной переписчиками Музфонда.

38.66 КБ


Партитуру мне тоже делать не нужно, её со старого издания перенабрали другие люди, и она вошла в первый том нового Собрания сочинений.

79.29 КБ


Клавир должен будет стать одним из следующих томов.

Начинается всё довольно безобидно.

48.59 КБ => 27.97 КБ


Но потом постепенно материал усложняется. Появляются дополнительные строчки.


55.69 КБ67.05 КБ
||
v
32.43 КБ32.84 КБ


Их количество временами вырастает так, что система полностью занимает всю страницу.

86.82 КБ
||
v
35.01 КБ31.81 КБ


И это, тем не менее, клавир. Конечно, играть по такому клавиру невозможно, концертмейстер, скорее всего, вычленяет отдельные пласты, которые он в состоянии охватить и которые считает наиболее существенными. Однако клавир читает не только концертмейстер. По нему ориентируются рабочие сцены, осветители и т. д. Он лишь в компактном виде отражает то, что звучит, чтоб можно было легко следить. Примерно тому же принципу мы следовали и в Дракуле, но с определёнными ограничениями.

Самый красивый и диковинный разворот клавира я пока не показываю, поскольку ещё не перенёс его в новый набор.

На эту работу у меня отведён один час в день. На данный момент полностью набраны ноты клавира, а сейчас я занимаюсь их вёрсткой, и нахожусь где-то в середине тома. Конкретного объёма выработки в день у меня не намечено. Просто час — и сколько успею за него. Конечно, хорошо было бы уделять этой задаче хотя бы два часа, потому что примерные сроки сдачи набора в корректуру были намечены на сентябрь (а начата она в марте), и я из них выбиваюсь. Но эти сроки не жёсткие, и мне пришлось ими пожертвовать ради нескольких других проектов, на которые до полуночи остаётся ещё два часа в день.

Tags: , , ,

(15 comments | Leave a comment)

Comments
 
(Deleted comment)
From:ptrue
Date:September 19th, 2013 12:58 pm (UTC)
(Link)
Думаю, такая концепция всё-таки имеет право на существование. К сожалению, я не знаю ничего об истории создания этого клавира, но, полагаю, он делался автором.

Такая запись в этом клавире встречается лишь в нескольких местах и показывает добавление новых звуков и тембров в кластеры. В остальном клавир остаётся традиционным клавиром.

Кстати, я бы не стал это называть дирекционом, тем более классическим. Для меня это больше похоже на партитуру. Дирекцион, всё-таки, двустрочный и в боковиках названий инструментов иметь не должен, а содержит их рядом с вступлениями, как и клавир. Впрочем, я нигде и никогда определения термина «дирекцион» не видел, и основываюсь лишь на определённом количестве нотных изданий, прошедших через мои руки. Если Ваш опыт говорит о другом или Вы встречали определение термина, то я был бы рад узнать об этом.

(Deleted comment)
From:ptrue
Date:September 19th, 2013 01:10 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно! Если у Вас есть возможность, не могли бы Вы отсканировать кусочек такого трёхстрочного дирекциона? Мне это важно для коллекции всяких разностей. Быть может, в результате мы с Вами и придумаем определение.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From:ptrue
Date:September 19th, 2013 12:52 pm (UTC)
(Link)
Вся залигованная бодяга влилась в один большой кластер под словом Тутти, с которого начинается страница 54 :)
(Deleted comment)
From:ptrue
Date:September 19th, 2013 01:06 pm (UTC)
(Link)
Запросто бывает. Вот пример. Имеем партитуру, в которой, допустим, две флейты. На одной странице в их партиях сильно отличающийся ритмический рисунок, поэтому они выписаны каждая на своём нотоносце. К концу страницы ритмические различия заканчиваются и флейты переходят к исполнению, скажем, в терцию. И далее довольно долго продолжают дудеть в терцию. Поэтому при переходе на следующую страницу мы решаем не выписывать их на отдельных нотоносцах, а объединяем их на общем нотоносце, у которого пишем что-нибудь типа «Две флейты», и дальше всё пишем терциями.

Здесь фактически то же самое. Только свободы у нас больше, поскольку это не партитура, и мы можем сводить вместе на одну строчку не только одноимённые инструменты, а вообще любые. На то он и клавир.

Примерно то же самое произошло на предыдущей странице, которую я здесь не показываю: там первые и вторые скрипки выписаны раздельно, причём с дивизи, т.е. каждая на двух строчках. Затем они продолжают тянуть свои ноты, и при переходе на страницу 53 я объединил все четыре строчки в одну и назвал её «V-ni I, II». Если Вы посмотрите в оригинал, то там на левой странице разворота прямо посреди страницы виолончели такими кривыми лигами направляются к альтам и тоже сливаются с ними в общий кластер. Я этого делать не стал, а всё-таки дотянул все отдельные строчки до конца страницы, после чего слил все вместе, поскольку дальше, собственно, новые инструменты не вступают, а все продолжают тянуть то, что тянули.
(Deleted comment)
From:ptrue
Date:September 19th, 2013 01:11 pm (UTC)
(Link)
Ну, чем богаты, как говорится :)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Powered by LiveJournal.com