?

Log in

No account? Create an account
Повторы - В Северном Ледовитом
January 7th, 2014
11:01

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Повторы
Мне очень нравится, как пишет Рахманинов. Он всё повторяет дважды. Есть возможность уцепиться за слуховые ощущения и утвердить их. Каждый раз, когда возникает вопрос: что это было? что это за созвучие? что куда пошло? — построение снова тут же повторяется, и мы убеждаемся: да это было именно так, как мы услышали, мы не ошиблись. Разумеется, повторения не точные, не буквальные. Они отличаются, дают развитие. Но они используют тот же материал, ту же логику.

Совершенно другой — Эндрю Ллойд Уэббер. Он словно боится показаться примитивным. И каждый раз, когда слух выхватывает в общей звуковой массе что-то интересное для себя, это что-то тут же уходит в прошлое, перекрываясь новым и новым. И кусочек ясного неба, показавшийся среди чёрных грозовых туч, больше никогда не появится. В следующий раз будет нечто совершенно другое. Мне представляется такое использование материала несколько расточительным.

Повторения целых разделов формы тоже происходят по-разному. Прокофьев и Свиридов могут взять целую часть и дословно повторить её — математически точно, нота в ноту, в той же оркестровке. Лишь чуть-чуть динамику изменить или, допустим, тональность сдвинуть на полтона. При этом они не будут пользоваться знаками репризы, а выпишут повтор. (Ради той же чуть-чуть изменённой динамики.)

Совсем другое дело — Шостакович. Его музыка не подчиняется никакой математике, она живёт, как биологический вид. Его разделы формы в повторах абсолютно узнаваемы, однако в то же самое время — совершенно иные, нежели при первом появлении. Как будто они восстановлены по памяти спустя несколько десятилетий — и обросли уже новыми деталями, оказались вписаны в новый контекст, перестроены на новый метр, новый ритм, несут новый смысл, заставляя взглянуть на прежнюю идею иными глазами.

Tags: , , , ,

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
(Deleted comment)
Powered by LiveJournal.com