Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Categories:

Имена на фасаде

На фризе главного фасада Капеллы — семь имён: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов. Среди них есть известные, есть не очень.

Уместным образом Бортнянский занимает центральное место в этом списке. Он является воспитанником и директором Капеллы, поднявшим её на небывалую высоту.

Слева от него — другой директор, Львов. Было двое Львовых, отец и сын, оба по очереди занимали директорское место. Вне всякого сомнения, повод для нанесения фамилии на фасад подал сын — именно он известен, как автор «народного» гимна Боже, Царя храни.

Левее Львова — Ломакин. Он проработал в Капелле 13 лет, в директорство Львова, в соавторстве с которым составил сборник гармонизаций церковного обихода, что означало прорыв в церковно-певческом деле того времени. На эту работу он убил десять лет, за это время потерял совершенно способность творчески мыслить, получил истощение, испортил зрение. В результате Львов приписал всю заслугу себе, зажал гонорар (выплатил его лишь в день смерти), да ещё и препятствовал, когда Ломакину собирались давать орден.

Справа от Бортнянского — Глинка, чьё имя Капелла носила с 1954 года, а в 1990-е потихоньку об этом решила забыть. И справедливо. Глинка едва проработал в Капелле два года, страшно тяготился этой работой, прогуливал её. В школе учат легендам о том, как Глинку гнобил Львов, но, сдаётся мне, это всё досужий вымысел. Львов, наоборот, готов был пылинки с Глинки сдувать, чуть ли не на коленях упрашивал его, чтоб тот ну хоть раз в неделю вышел на работу, ну хоть до весны бы доработал, и так далее.

На правом конце фриза самые малоизвестные имена: Пётр Иванович Турчанинов (1779–1836) и Николай Михайлович Потулов (1810–1878), церковные композиторы-регенты. О них я ничего не знаю — даже их степень вовлечённости в дела Капеллы.

А вот самое первое имя, Разумовский, принято считать указывающим на графа Алексея Григорьевича, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, очаровавшего ея прямо из стройных хоровых рядов.

Однако у меня появилось сомнение в обоснованности этой версии. Учитывая такое количество церковных деятелей среди названных имён, да и самою церковную природу Придворной певческой капеллы, очень вероятно, что фамилия Разумовский указывает на протоиерея Дмитрия Васильевича Разумовского (1818–1889), автора эпохального труда Церковное пение в России (охватывающего также и время господства Капеллы) и профессора соответствующей кафедры Московской консерватории.

Было бы любопытно узнать о возникновении этого списка имён и реальном замысле автора.

Очень может быть, что, как и в случае со Львовыми, фамилия Разумовский тоже может трактоваться неоднозначно, и, более того, указывать на двойственную сущность Капеллы — светскую и духовную.

Tags: capella, Алексей Разумовский, Алексей Фёдорович Львов, Бортнянский, Глинка, Дмитрий Разумовский, Ломакин, Потулов, Разумовский, Турчанинов, Фёдор Петрович Львов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments