Peter True Be Know (ptrue) wrote,
Peter True Be Know
ptrue

Categories:

Хоровой техникум 1930-х

Рытьё в старых документах дало в эти дни ещё несколько неожиданных находок. Каждая из них требует дальнейших поисков, но запишу пунктиром, чтобы не забыть.

1. Оказывается, Надежда Михайловна Шереметьева, автор книги «М.Г.Климов — дирижёр Ленинградской академической капеллы» (1983), вот этой вот —
,

сама училась в Техникуме при Капелле, выпустившись в 1926 году. Это, между прочим, был первый выпуск Техникума.

2. Оказывается, наша Елена Евгеньевна Лопатина (создатель ансамбля «Песенка» на Ленинградском радио)

тоже училась в Хоровой школе при Капелле, перед самым её закрытием. То есть в 1935-36 году она ходила в первый класс. К сожалению, подробностей неизвестно: я лишь обнаружил её фамилию (без имени или инициалов) в списке весеннего испытания по фортепиано. Неизвестно, оказалась ли она переведена в Десятилетку при консерватории, в которую превратилась Хоровая школа Капеллы с 1 сентября 1936 года, или выбыла. Нужно смотреть архивы Десятилетки. Теоретически она должна была бы закончить Десятилетку в 1945 году.

3. О композиторе Галине Ивановне Уствольской известно очень мало — она всю жизнь категорически отказывалась от интервью.

Однако известно, что и она училась в Хоровой школе Капеллы, и в 1935-36 учебном году ходила в девятый класс. В предыдущие несколько лет после девятого класса обучение в Школе и заканчивалось, но с этого учебного года вновь было решено перейти на десятилетнее обучение, то есть девятиклассники не выпустились, а остались ещё на год, а затем внезапно оказались переведены в образовавшуюся Десятилетку при Консерватории. Но в списках окончивших девятый класс (а также в списках испытаний инструментальных классов — а Г.И. училась на виолончели) в 1936 Галины Ивановны уже нет. Впрочем, девочкой она была своевольной, на занятия ходила нерегулярно (на осеннем педсовете 1935 года классный руководитель упоминает её в числе тех, кто «много пропускает»). Вполне возможно, что она вильнула хвостом и решила больше не ходить. Но тоже стоит посмотреть архивы Десятилетки. Если её таки перевели, то она должна была бы закончить в 1937 году.

4. Оказывается, Александр Александрович Юрлов
,

о котором было известно, что он начинал учиться в Хоровой школе при Капелле перед войной, то есть после воссоздания Школы Свешниковым 1 сентября 1938, а затем остался в блокадном Ленинграде, не поехав в Арбаж, а затем Свешников, забрав всю школу из Арбажа прямиком в Москву, помимо этого специально приехал в Ленинград за отдельно взятым Юрловым, и Юрлов закончил уже Московское хоровое училище в 1945 году. Так вот, оказывается, что Юрлов пережил не только превращение Ленинградской хоровой школы при Капелле в Московское хоровое училище, но и первое превращение — в Десятилетку. Потому что в 1935-36 учебном году, то есть непосредственно до первого уничтожения школы, он ходил в первый класс (да-да, вместе с Е.Е.Лопатиной) и числится в списках испытаний по фортепиано и по скрипке.

5. Само уничтожение Хоровой школы (и Техникума) при Капелле осенью 1936 года представляется очень странным. В Школе училось очень много детей. Гораздо больше, чем в любое другое время, включая нынешнее. В каждом из первых шести классов было около 40 человек. В старших чуть меньше. На педсоветах подробно обсуждалось углубление учебных планов на следующий год, новые внеклассные занятия, экскурсии. Таким образом, то ощущение, которое создаётся после чтения книг о Капелле этого периода, что, якобы, во время смертельной болезни Климова деятельность Школы сошла на нет, и школа умерла сама собой, совершенно ложное. Решение о её закрытии и превращении в Десятилетку при Консерватории было спущено сверху, и ещё предстоит разбираться, кем оно было принято и почему.

Интересно, что Десятилетка (пока непонятно, вся или только её интернат) в течении двух лет продолжала размещаться в здании Капеллы. Классы третьего этажа были превращены в спальни. И только когда в 1938 Свешников заново открыл Хоровую школу Капеллы, интернат Десятилетки переехал в здание на Матвеевом переулке. Поэтому понятно, что некоторые ученики, которые сперва учились в Капелле, а потом оказались переведены в Десятилетку (территориально продолжая при этом находиться в Капелле), после отъезда Десятилетки и открытия в Капелле новой хоровой школы, не пожелали никуда уезжать, а потому снова оказались учениками Капеллы. Как Юрлов. Очень вероятно, что были и другие. Тут надо тщательно смотреть документы.

Кстати, вот что ещё непонятно: Юрлов, по идее, к моменту воссоздания Школы при Капелле, должен был оказаться уже в четвёртом классе. Однако, если верить Хомутенко, то в Школе в первый год был приём только в первый и второй классы. Ардентов вообще вспоминает, что был только первый класс (и он, уже окончивший первый класс в обычной школе, пошёл в Капеллу снова в первый класс). Получается, что четвероклассник Юрлов вынужден был снова пойти в первый класс! Ну или максимум, во второй (если прав Хомутенко, а не Ардентов). Впрочем набор лишь в первый класс, видимо, был временной формальной мерой (или пробным шаром), потому что уже в приказах следующего учебного года Юрлов числится в пятом классе, а Ардентов в четвёртом.

Ну и возвращаясь к закрытию Школы. Схема оказывается очень похожей на ту, что сработала с нотным издательством «Тритон», также закрытым в 1936. Историки пишут (см., напр., очерк Б.Вольмана), что «работа двух издательств, преследующих одни и те же цели [вторым стало ленинградское отделение Музгиза], была признана нецелесообразной, и в 1936 издательство „Тритон“ самоликвидировалось». И это тоже очень странно и неожиданно, так как весь предыдущий год издательство «Тритон» было, что называется, «весь вечер на арене»: журнал «Советская музыка» чуть ли не на каждой своей странице ссылался на книги и ноты, напечатанные в этом издательстве, и всячески расхваливал его деятельность.

Правда, если закрытие «Тритона» можно с натяжкой объяснить сворачиванием НЭПа (издательство было кооперативным), то у закрытия Хоровой школы этот аргумент вообще не катит, поскольку школа была в доску государственной. Тем не менее, вопросы финансирования могли оказаться не последними в этом деле. Будем искать дальше.
Tags: capella, lhu, Арбаж, Ардентов, Климов, Лопатина, Свешников, Тритон, Уствольская, Хомутенко, Шереметьева, Юрлов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments