Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

ruin

Суббота

Сегодня выехали из дома в 5:45 утра, в 7:30 уже выехали из Финляндии, а дальше три часа стояли в очереди на въезд в Россию. Прогресс, по сравнению с четырьмя часами две недели назад.

Получил по почте из городов Москва, Курган, Саратов, Владимир, Пермь следующие издания:

1. Карцев А., Оленев Ю., Павчинский С. Руководство по графическому оформлению нотного текста. М. Музгиз 1959
2. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки. М. Музгиз 1963
3. Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Части 1 и 2. Издание 2-е, испр. и доп. М. Музыка. 1964, 1962
4. Хазанов А.Б. Заметки оперного хормейстера. М. МК 2015
5. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале XX века. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. Избранные письма и воспоминания. М. Языки славянских культур 2017
6. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Л. Музыка. 1968
7. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М. Музыка 1972
8. Смирнов Д.В. Музыкальная фольклористика в истории Московской консерватории (вторая половина XIX - первая четверть XX века). М. МК 2017

(Спасибо сервису alib.ru!)

* * *

Посетил своего дядю Кира, который в 80-летнем возрасте решил освоить теорию музыки и композицию. Время от времени он показывает мне то, что ему удалось написать. Сегодняшнее сочинение для хора (пока только начатое пунктиром) оказалось на много голов выше всего предыдущего. Кир подарил мне книгу воспоминаний Л.Ф.Пантелеева, того самого, который занимался репетиторством в Капелле 1860-х. Теперь у меня есть не только электронный вариант этого текста, но и бумажный.

* * *

В Капелле восстановили отвалившийся ранее кусочек гибридной яти на аттике. (Гибридная, поскольку слеплена из букв Т и Ь.) Восстановили, но не позолотили.



В Капелле снова штукатурят все фасады (такое ощущение, что делают это каждый год). Пытался из разговоров строителей между собою понять, какие ещё перед ними стоят задачи, но не смог — говорили они между собою на иностранном языке.



В Капелле проводят «Экскурсию по историческому зданию».



Мне было бы любопытно, что именно показывают и рассказывают в этой экскурсии. Но я заранее о ней не знал, и пришёл случайно, ровно в 15:00, когда экскурсия уже ушла, и когда касса уже закрылась. То есть догнать экскурсию за кулисами без билета было не возможно, а купить билет тоже невозможно. Жаль.

В Капелле распродают те остатки «исторического здания», по которым, видимо, не водят экскурсии.



Продаёт их, конечно, скорее всего не Капелла, а те, кто в своё время оттяпали у неё эти куски.

М.Г.Климову — 137

Сегодня исполняется 137 лет моему герою, Михаилу Георгиевичу Климову. По старому стилю. Дата не круглая, но поскольку я каждый день занимаюсь его наследием, то и сегодня добавлю пару штрихов к портрету. В этот раз — административно-хозяйственных штрихов. Просто документы — без комментариев.

№ 2. В Ленинградский облисполком
1/XII-27 г.
1492

Согласно командировке Наркомпроса от 11/V-1927 г. за № 6452, в конце декабря с.г. хор Гос. ак. капеллы в составе 100 человек уезжает за границу (в Германию) в концертное турне. С хором уезжают также ученики первой ступени труд. школы при Капелле в числе 40 человек. Ввиду того, что хор Капеллы будет представлять за границей художественную величину РСФСР и будет демонстрировать музыкальные достижения советской культуры, исполнители должны стоять на высоте не только в художественном смысле, но должны также иметь внешне приличный вид.
   Ввиду того, что на обмундирование воспитанников Капеллы специальных сумм не отпускается вообще, а состав учащихся состоит из беднейшего пролетарского класса, поэтому имеющееся на воспитанниках обмундирование не может быть признано годным не только для концертных выступлений на эстраде за границей, но даже и в обыденной жизни.
   Согласно изложенному, Гос. ак. капелла просит отпустить 1000 рублей на покупку обуви и обмундирования на 40 человек воспитанников капеллы, уезжающих за границу.
   Капелла обращалась с таким же ходатайством в ОблОНО, но так как Капелла находится на местном бюджете и на обмундирование учеников не отпускается специальных сумм, то этот вопрос подлежит непосредственному разрешению Облисполкома.

Завед. Госуд. академич. капеллой (Климов)
Заведующий канцелярией

РСФСР. Ленинградский совет рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов. Президиум.
Ленинград. Смольный
тел. N-170-59
23/XII-27 г. Вх. № 1235
М.Климов
В Государственную академическую капеллу
Мойка 20
п/В № 1492 от XII-27 г. н147554 от 22/XII-27 г.

Доводится до Вашего сведения, что ходатайство об отпуске 1000 руб. на покупку обуви и обмундирования на 40 человек воспитанников Капеллы, уезжающих за границу, президиум Ленинградского совета отклонил.

Секретарь Президиума Ленинградского совета (Леонов)

№ 7
Москва, Ильинка, 21, а.
20/IV-28 г.
206
В отдел административного надзора НКВД

В ноябре месяце 1927 года Государственная академическая капелла обратилась в Налоговое управление Наркомфина с просьбой о предоставлении личному составу Хора Капеллы, командируемому в заграничное концертное турне, льготы по уплате сбора за заграничные паспорта. Однако прохождение этого вопроса по различным инстанциям затянулось и, в связи с приближавшимся отъездом Капеллы за границу, грозило срывом поездки, так как по договору с Концертной дирекцией Вольф и Закс последняя приняла на себя оплату стоимости русских паспортов в сумме не свыше 3000 марок, т.е. около 1400 руб. по расчёту Адмотдела ЛГС.
   Для выхода из создавшегося положения Заведующий Капеллой временно добавил из своих личных средств недостающую сумму и вся следующая плата была внесена Капеллой в отделение Госбанка при Адмотделе ОГС 9 декабря 1927 г. под квитанцию за № 325170. Одновременно Капеллой были приняты меры в Наркомфине и Иностранном отделе НКВД, в результате которых Налоговое управление НКФ согласилось на представление Капелле просимой скидки за паспорта до 25 руб. за каждый паспорт (или 1525 руб. за 61 паспорт). Однако, когда Капелла обратилась в Адмотдел ЛГС с просьбой вернуть излишне внесённую сумму, последний, ссылаясь на Ваше разъяснение, отказал в выдаче денег обратно.
   Ввиду того, что как указано выше, дополнительные средства на оплату паспортов в размере 1830 р. были временно предоставлены Заведующим Капеллой из личных сумм, для того чтобы избежать срыва концертной поездки хора, имевшей большое политическое и культурное значение, и деньги в настоящее время, по возвращении Хора из поездки подлежат возвращению Завед. Капеллой М.Г.Климову,— Капелле просит сделать распоряжение Адмотделу ЛГС о выдаче Капелле излишне переданной суммы в размере 1830 р.

   Заведующий Госуд. академ. капеллой
   Завед. канцелярией

РСФСР Ленинградская область. Административный отдел Областного исполнительного комитета Советов Раб. Крест. и Красн. Депутатов и Ленинградского Совета.
Общий п/отдел ИНО Ленинград. Площадь Урицкого, д.8.
Вх. № 8. 12 января 1928. №-2634
Заведующему Государственной акад. капеллой на вх. №-1524

Общий Подъотдел Адмотдела Облисполкома и Ленинградского Совета сообщает, что согласно разъяснения Отдела Административного надзора НКВД, сборы, уплаченные Вами за заграничные паспорта, ВОЗВРАЩЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ.

Нач. Об. Подъотд. и Ленинград. Совета (Тушин).
Нач. Иностр. Отделен. (Зарицкий).


Приписка М.Г.Климова: СКАЗАТЬ БОЛЕЕ НИЧЕГО НЕ МОГУ. СПАСИБО И ЗА ЭТО. ЧТО С ВОЗУ УПАЛО, ТО И ПРОПАЛО.

М.Г.Климов — А.К.Глазунову
HOTEL HASBURGER HOF. FRITZ OTTO
Berlin
27 января 1928
Ascanischer Platz

Глубокоуважаемый и дорогой Александр Константинович!
Сейчас получил письмо от Ольги Борисовны. Она сообщает мне, что Вы очень скорбите, что мне не дают в Консервтаории жалованья. Меня чрезвычайно трогает Ваше внимание и забота обо мне, но я очень сожалею, что доставил Вам лишние заботы личным моим делом, хотя и не обращался к Вам. Самый факт лишения меня зарплаты во время моего вынужденного отсутствия из Консерватории — меня не волнует, как явление «обычное» в Консерватории, по крайней мере, в отношении меня. Из прилагаемой при сём копии командировочного удостоверения Вы увидите, что я действительно командирован заграницу, где веду работу большого общественного значения, и веду её довольно успешно. Ведь если бы я уехал заграницу по личным делам (в первую очередь), как это было с М.О.Штейнбергом и В.Щербачёвым, то, конечно, нашлись бы и в Консерватории «неотложные дела» для заграничной командировки, со всеми вытекающими из сего благами. Но я ведь уехал не для обследования «на месте» вопроса о постановке преподавания какого-нибудь «Введения в музыку», а для настоящего живого дела, и выступаю здесь как профессор Консерватории (так об этом значится во всех афишах и программах, да и в рецензиях). Мне невольно вспоминается припев к куплетам, слышанным минувшим летом в «Саду Отдыха». В куплетах пелось о порядках, которые должны быть, и всё кончалось припевом: «а у нас наоборот».
   Пишу Вам обо всём этом только потому, что меня очень тронуло Ваше участие в моей «зарплате», и что раз знает об этом с Ваших слов Ольга Борисовна, то всё это дело получит помимо меня очень широкую огласку.
   Поездка Капеллы протекает хорошо. Предполагаю вернуться в Консерваторию не позже 25 февраля.
   Прошу Вас передать мой привет глубокоуважаемой Ольге Николаевне, Елене Михайловне и всем моим товарищам по Консерватории.
  Любящий Вас М.Климов

Что и когда организовал П.А.Богданов?

В прошлом году в русской Википедии появилась статья, посвящённая Палладию Андреевичу Богданову. Это нельзя не приветствовать, поскольку П.А. является знаковой фигурой для Капеллы XX века. В 1903 году он закончил её классы сам, и почти сразу после этого стал её дирижёром и преподавателем, оставаясь на этом месте (с коротким перерывом на армейскую службу) до своей болезни, свалившей его в 1954. Все педагоги и дирижёры, работавшие в Капелле во второй половине века, прошли его школу. Поэтому я говорю, что он является знаковым для столетия целиком. Более того, уже не работая в Капелле, он продолжал жить в капелльской квартире. Его бывшим ученикам (ставшим затем преподавателями) было очень легко навещать его и приходить за советом — что они и делали до самой его смерти в 1971 году.

Хотя все тексты в Википедии анонимны — ради того, чтобы их можно было считать общественным достоянием,— но при желании можно найти автора каждой строчки и узнать, кто за неё отвечает. Эту статью написал участник по имени Shuvaev, судя по всему, являющийся специалистом в области биохимии. Однако спектр его интересов достаточно широк: он написал для Википедии более 10 тысяч статей, а редактировал более 20 тысяч.

Всё это я так подробно описываю в связи с изложенным в статье про П.А.Богданова одним подозрительным фактом. А именно, что он «в 1934 году стал одним из организаторов детской хоровой школы при капелле».

Это утверждение должно быть непонятным неподготовленному читателю. Зачем в 1934 году нужно было организовывать школу при Капелле, если из предыдущей фразы следует, что таковая школа уже и так существовала, как минимум, с 1919 года («В 1919—1941 годах... преподавал теоретические предметы и хоровое дирижирование в техникуме и училище капеллы»), а из первой фразы того же абзаца следует, что она существовала и ещё раньше («В 1903—1914 годах был ... преподавателем теоретических предметов и пения в Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга»), а если прочитать начало статьи, то становится ясно, что школа вообще существовала с XIX века («В 1903 году окончил класс капеллы по специальностям скрипка, теория музыки и хоровое дирижирование»). Что же за школу при Капелле тогда организовал Богданов в 1934 году, если школа уже и так существовала?

Но это вопрос неподготовленного читателя. А читатель подготовленный знает, что в работе Капеллы, как образовательного учреждения, были перерывы. Школа прекратила существование в 1936 году, когда на её основе создали Десятилетку при консерватории. В 1937 году школу при Капелле открыли заново, но в 1941 она уехала из Ленинграда в эвакуацию, и обратно так и не вернулась (переехав в Москву). Тогда в 1944 школу при Капелле организовали опять. И действительно, оба раза П.А.Богданов принимал участие в её восстановлении. Но в 1934 году перерыва в работе не было, школа как работала, так и работала.

Может быть, в статье опечатка в годе, и там имелся в виду не 1934, а 1937 или 1944 год? Не похоже, потому что про 1944 год там говорится отдельно, и это справедливо названо восстановлением, а не организацией.

Одной из особенностей Википедии является то, что любая изложенная информация должна быть основана на источниках. (По правилам, разумеется.) Смотрим в источники, и обнаруживаем, что источником является статья в шеститомной Музыкальной энциклопедии (том 1, вышел в 1973). А там — то же самое!



Так что вопрос уже не к биохимику Шуваеву, а к хоровику К.Б.Птице. Но, к сожалению, его уже не спросишь. Скорее всего, Клавдий Борисович для своей статьи невнимательно переписал данные из Хорового словаря Н.В.Романовского, где про 1934 год говорится, что П.А.Богданов стал первым руководителем Хора радио:




Впрочем, может быть и так, что в первых изданиях Хорового словаря (1968, 1972) была ошибка и у Н.В.Романовского. Я пользуюсь третьим изданием (1980), а там он её мог исправить. Я уже заказал первые издания, так что это можно будет проверить.

В любом случае, я уверен, что утверждение об организации П.А.Богдановым школы при Капелле в 1934 году — это ошибка.

Поскольку ни один волос не может упасть из википедийной статьи без ссылки на источники, и поскольку в википедийной статьи нельзя публиковать оригинальные исследования, пусть данный пост станет таким исследованием и источником, ссылаясь на который я могу удалить из Википедии неверную информацию.

Ниже приводятся обложки протоколов педсовета школы при Капелле по учебным годам с 1926 по 1936. Разумеется, за каждой обложкой скрываются тексты протоколов (и они хранятся в фонде Капеллы в Центральном государственном архиве литературы и искусства). Но даже самих обложек достаточно для того, чтобы говорить о непрерывной работе школы в течение указанных лет и о том, что упоминание «организации школы» в 1934 является ошибкой.

Пятница (голос)

Начался новый сезон шоу «Голос». К этому мы приурочили публикацию интервью с Петей Захаровым (капелланином 1998 года выпуска), который в этом шоу принимает участие. В сегодняшней передаче Петю не запустили, но тем интереснее будет дальнейшее ожидание.

Сегодня же познакомился с Анной Львовной Биркенгоф — по телефону. (Спасибо niclaus за добычу контактов!) Через месяц ей исполнится 99 лет. Она училась в Капелле с 1928 по 1937 год, в то самое время, когда в Капелле учились и девочки. (Последний год это уже называлось Десятилеткой при Консерватории, однако школа продолжала располагаться в Капелле, часть учеников и педагогов оставались.) Анна Львовна согласилась на разговор с продолжениями. Вопросов много, а живых свидетелей почти не осталось.

Среда (заполняя дыры)

Полностью набрал и импортировал в свою систему пропущенную в ЦГАЛИ опись капелльского архива. Опись содержит 140 заголовков дел за 10 лет с 1956 по 1965 годы, в самих делах 4976 листов (часть из них, возможно, заполнены с двух сторон. По описи это никогда нельзя определить).

Collapse )

Ещё один фрагмент оцифрованной старой стенгазеты теперь на сайте: про Петра Петровича Левандо. Мне жаль, что я не успел у него поучиться. Видел его лишь дважды: в первый раз он меня принимал, а второй раз я его хоронил. Но фамилия была на слуху всё детство — у мамы он был заведующим кафедрой, когда теоретическую и хоровую кафедры объединяли, ну или как-то так.

Готовлюсь к интервью с одним из старожилов. Чтоб подготовить правильные вопросы, нужно узнать всё, что есть в доступных источниках (а желательно и в недоступных). Пока готовился, выявил несколько неточностей на сайте (двое педагогов 1920-х присутствовали в двух экземплярах — поскольку добавлялись из разных источников с разной комплектацией данных), и нашёл пару поправок к книге Е.П.Кудрявцевой (поскольку она теперь доступна в электронном варианте, мы вносим туда маленькие правки).
ruin

Вторник (Распущенные дети)

По просьбе К. искал свидетельства об отношениях с Капеллой Александра III. Освежил в памяти Записки о моей деятельности Леонтия Бенуа, архитектора Придворной певческой капеллы. И вот фрагмент (речь идёт о том моменте, когда новое здание уже было готово, и Капелла вселилась в него, и ожидали, что Император Александр III со дня на день приедет, чтобы осмотреть работу):
Меня очень беспокоило, что Капелла, находившаяся под управлением полупомешанного М.А.Балакирева, довела свое прекрасное помещение с новой меблировкой до неузнаваемости. Распущенные дети сделали невероятные вещи: изрезали все парты, забрызгали паркет чернилами и даже облили новые изразцовые печи! Так содержать здание невозможно. Как-то раз, в январе 1889, приехал граф Воронцов-Дашков, обошёл помещения и пришёл в ужас. Мне было предложено немедленно, елико возможно, всё очистить и привести в порядок.
Эти заметки — лишнее подтверждение того, что Смоленский, описывавший «подвиги» капеллан спустя 12 лет, вовсе не сгущал краски.

* * *

Получил от Я. ссылку на забавную страницу на портале «Образование в Санкт-Петербурге», где приводится краткое описание Хорового училища. Но самый смак — это отзывы, и их я не могу не привести целиком:



Нанятым хомячкам (хомя́чкам) забыли сообщить, что в заведении учатся только мальчики — в аннотации об этом ни слова.

И это, между прочим, не случайно. Два месяца назад, по словам зам. директора Училища, «один журналист написал жалобу в Росчтототамнадзор на дискриминацию по половому признаку: Комитет по культ[уре] дал распоряжение заменить слово „мальчиков“ на „детей“ в объявлении о приёме». Что забавно: потому что если уж верить в дискриминацию, то она проявляется вовсе не в объявлении о приёме, а в самом приёме.

* * *

Ну и теперь уже о самом Училище. На его официальном сайте есть страница, посвящённая истории заведения. Как это теперь у молодёжи принято говорить? «Я ору!» Вынося за скобки фактическую сторону статьи, хочется, чтобы ученик седьмого класса взял карандаш и попробовал подчеркнуть члены предложения в первой же фразе статьи. Подлежащее одной чертой, сказуемое двумя, определения волнистой и так далее. И стрелочки к зависимым словам. А когда он не сможет, я хочу, чтоб это попробовал сделать его педагог. А когда не сможет и он, хочу, чтоб автор статьи сказал, что он (она?) имел(а?) в виду.

Цитата 1: «Хоровое училище имени М.И. Глинки – старейшее профессиональное учебное заведение России, так в 1479 году с появлением малолетних певчих при Хоре Государевых певчих дьяков основанный указом Великого Князя московского Иоанна III тремя годами ранее, стала выстраиваться система профессионального музыкального образования, не имевшая себе равных на протяжении многих столетий и в значительной степени сохранившая свои достоинства и по настоящее время».

Цитата 2: «В 1944 году усилиями А.В. Свешникова, Художественного руководителя Хора мальчиков, Хоровое училище было переведено в Москву, своим переездом положившим основу Московскому Хоровому училищу, в настоящее время Хоровой академии имени А.В. Свешникова».

Цитата 3: «Возвращение в Ленинград части мальчиков и начало занятий в Училище произошло в 1946 году, причём, несмотря на своё название „Хоровое училище при Ленинградской академической Капелле“.»

Среда

Гугл запретил скачивать видео с ютюба в хроме. Те экстеншены, которые раньше худо-бедно работали, и теперь продолжают работать для видео на других сайтах, теперь при попытке загрузить с ютюба выбрасывают сообщение, что «Unfortunately, the Chrome Web Store does not allow extensions for downloading YouTube videos so we had to remove this feature». И что воспользуйтесь браузером Firefox, в котором всё продолжает работать. И там действительно всё продолжает работать. Но есть одна проблема. Видео, которое я хочу скачать, в Хроме показывают в качестве 4К, а в Firefox и Safari — в HD. Соответственно, я уже скачал его себе в HD, но теперь хочу в 4К. Потому что мне нужно надёргать оттуда фотографий, а для этого, разумеется, желательно качество повыше. Где-то предлагается какой-то платный солюшн, но, во-первых, жаба меня душит, а во-вторых где гарантия, что и он будет работать. Буду благодарен за какие-нибудь подсказки.

Получил два вышедших недавно издания: электронный экземпляр сборника Бортнянский. Светские произведения. Гимны. Песнословие. Музыка войны 1812 года, подготовленного известным бортнянсковедом Алексеем Чувашовым. И одновременно — бумажный экземпляр книги стихов Аистовъ. Невидимая тяга. (Под псевдонимом скрывается недавно ушедший из жизни Алексей Иванович Степанов, долгие годы работавший хормейстером в Большом театре, наш выпускник 1971 года.)

Оба издания оставили у меня тягостное впечатление. При бесценном содержании (в случае Бортнянского — публикация редких партитур, тщательная исследовательская работа; в случае Аистова — сложные, но очень глубокие стихи), отсутствие корректуры придаёт изданиям очень неряшливый вид. Часто творческие люди не придают этому значения, считая, что главное — увидеть свой труд напечатанным и доступным для других. Часто стоит задача — успеть. Алексей Аистов успел — увидеть свою книгу незадолго до смерти. Да, наверное, это стоило того. Но теперь в вечности она останется с разномастными кавычками и тире, несогласованными падежами и странными запятыми.

Пропавшая Капелла

Обрёл книгу «Пропавшие комиссары» Дэвида Кинга, о фальсификации фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху. Самый частый вид «ретуши», показанный в этой книге, это постепенное удаление нежелательных лиц при последующих републикациях одних и тех же фотографий. Но описываются фальсификации и другого рода. Не могу не воспроизвести один из разворотов книги.

Ленин выступает с речью в Петрограде, на Дворцовой площади, 19 июля 1920 в день открытия 2-го конгресса Коминтерна (фото Виктора Буллы). Для меня лично это ценный кадр, ибо на заднем плане видна Капелла 1920 года.


При повторной публикации 17 февраля 1924 в журнале «Красная нива», посвящённом памяти вождя, редакторы решили добавить значимости выступлению и выгнать побольше людей на площадь. По-моему, слегка перестарались.


А саму толпу взяли вот с этой фотографии:


Бесит, ещё и что Капеллу закрыли толпой. Сегодня-то её вообще издали не увидеть.


Тщетно просил мужика в цистерне разрешить мне на неё вскарабкаться, чтоб сверху сфотать. Сказал: «не положено!»

Среда

Вчера получил письмо от Дмитрия Иванова-Радкевича, правнука композитора Павла Иосифовича Иванова-Радкевича, закончившего Регентские классы Капеллы в 1897 году. К письму прилагались Автобиографические записки П. И., охватывающие его детство-отрочество-юность вплоть до окончания Капеллы и отъезда в Сибирь.



На фото — выпуск Регентских классов Капеллы 1897 года. Второй слева в верхнем ряду Иванов-Радкевич. В среднем ряду сидят педагоги: Е.С.Азеев, А.К.Лядов, С.М.Ляпунов, Н.А.Соколов.

Обязательно будем публиковать, как минимум, фрагмент этих воспоминаний, касающихся Капеллы.

Читая эти Записки, я почувствовал невероятную близость описываемого времени, хоть и отстоящего от нашего на 120-130 лет. Думаю, что это благодаря описанию важных для меня локаций — двора Мариинской больницы, Пантелеймоновского, Смольного, Казанского соборов. Разумеется, Капеллы. Причём, подозреваю, что перестройка здания Капеллы, произошедшая незадолго до описываемых событий, является невидимой границей близкого для меня времени. До неё — это уже далеко.

Впрочем, есть одна лазейка. Чтобы продлить «близкое» время ещё на сто лет назад. Вот здесь, в подвале Капеллы смыкаются кладки четырёх архитекторов, символизирующие для меня четыре эпохи:



— Это кладка Ю.Фельтена, строившего в 1770-80 дом для себя самого. Она слева, замазана цементом. Его постройку в 1808 году купили для Капеллы по инициативе Бортнянского.
— Это кладка П.Виллерса, надстроившего здания в 1834 и заделавшего две лишние подворотни, ведущие на Мойку. Широкая кирпичная арка на фото — как раз под стеной, закрывшей подворотню с внутренней стороны. В одной из этих двух квартир-подворотен жила семья В.А.Опаховой, рассказ о которой содержится в Блокадной книге Д.Гранина и О.Адамовича.
— Это кладка Л.Бенуа, в 1880-х, помимо прочего, соединившего корпуса на Мойку с концертным залом. Его кирпичи на фото — это массивный угол в самом центре фото.
— И, наконец, кладка М.Гейслера, начала XX века, перенёсшего капитальную стену соединительного корпуса. Благодаря этому — ровно над проходом, ведущим на фото вглубь,— появился коридорчик, ведущий в учительскую на втором этаже в 1970-80-е, и широкий спевочный зал на третьем этаже, который сегодня Капелла использует для камерных концертов.

Все четыре эпохи сходятся здесь, в одной точке. По-моему, это, типа, чудо.

Понедельник

Научные редакторы Богатырской Бородина, наконец, прислали своё первое решение: заменить названия инструментов на первой странице партитуры на итальянские. Ура-ура. Сперва они предполагали оставить всё, как у автора в черновой рукописи. А у него сперва по-русски, а на следующих страницах по-итальянски. И для издания такая переменчивость — это как-то нехорошо. И, в общем-то, все понимали, что это нехорошо. Однако поддались искушению.

Ми-ми-ми, здесь «четыре рога»!


Ми-ми-ми, «приготовить флейточку»!


Ну и ещё «въ 2» вместо понятного всем «a 2».

Конечно, это не тот полный маразм, который придумал Чайковский для своей редакции хоровых концертов Бортнянского, где от начала до конца везде стоит гр. вместо f и т. вместо p. Вообще не понимаю, куда смотрел Юргенсон. Впрочем, Юргенсон в этот момент думал о другом. «Издавая Бортнянского, я наношу сильный удар капелле и привилегии её» (из письма Юргенсона Чайковскому 11.5.1881. Речь идёт о привилегии единственного цензора и издателя всех духовно-музыкальных сочинений, которой обладала Капелла). Этих двоих вообще нельзя было подпускать к этой работе. Вот отношение Чайковского: «Я получил сочин. Бортнянского, просмотрел их и начал редактирование, которое оказалось работой довольно кропотливой и скучной, главнейшим образом потому, что большая часть творений Бортнянского суть весьма пошлая пустяковина. К чему нужно тебе издавать его полное собрание? … Полное собрание? Это очень громкое слово, но оно в настоящем случае звучит странно, ибо относится к человеку с маленьким талантом и написавшему ворох всякой дряни, среди которой, как оазисы в пустыне, мелькает десяток порядочных вещей. Я даже стал колебаться: давать ли мне своё имя для такого издания, которому не могу сочувствовать. ... Положим, на это можно смотреть проще, т.е. я музыкант, живущий своими трудами, и, следовательно, нет ничего предосудительного в том, что ради добытия средств к жизни редактирую всякую гадость, которую мой издатель вздумает издать,— но моя гордость всё-таки от этого страдает» (из письма Чайковского Юргенсону 21.6.1881). «Я занимаюсь теперь Бортянским усиленно, дабы скорее отделаться от этой ужасной работы. Часто ругаюсь, злюсь и собираюсь отказаться от начатого дела, главнейшим образом вследствие крайней антипатичности содержания пресловутых творений Бортн., но потом успокаиваюсь, и дело будет кончено, как и все дела, которые я начинаю. Разве только могу когда-нибудь лопнуть со злости. ... Удивляюсь, какая тебе охота издавать эту пакость. Впрочем, как знаешь» (из письма Чайковского Юргенсону 31.7.1881).

В общем, повторюсь: с таким отношением, лучше ему за эту работу было не браться. А утереть нос Капелле прекрасненько можно было другим способом (что эти двое потом с успехом и осуществили).

Возвращаясь к Бородину: я очень рад, что здравый смысл восторжествовал. Вообще, я считаю, что русский язык (замечательный в художественном слове) в качестве терминологической основы для чего бы то ни было совсем плох. Будь то медицина (где исторический выбор пал в пользу латыни), вычислительная техника (английский) или музыка (итальянский).