Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

books

Music Engraving and Printing

Обзор книг по нотоводству вызвал такой бурный отклик у наших читателей, что мы не можем не продолжить рубрику.

Сегодня поговорим о книге Music Engraving and Printing [Гравировка и печать нот] Уильяма Гэмбла, 1923 года издания.



Этот экземпляр нам достался из Городского читального зала Бирмингема, о чём свидетельствует красивая наклейка на переднем форзаце. К сожалению, наклейка закрывает рекламное объявление о продаже инструментов для гравировки нот, и мы так и не узнаем, что входило в комплект. Зато на правой стороне форзаца целиком можно прочитать объявление о полном процессе производства нот в одном здании.



Если честно, я вообще не понимаю, как читальный зал мог расстаться с этой книгой. Ну и что, что ей 90 лет. Она в отличном состоянии, и ещё столько же прослужила бы. Вот интересно, они получили адекватную замену этой книге? Вряд ли. По крайней мере, о другой такой, более современной, нам не известно.

Что же до списка инструментов нотогравёра, то он, к счастью, приведён не только в рекламном объявлении, но и в тексте книги:



Один из инструментов под названием scorer (Тед Росс в 1970-е показывает аналогичный инструмент под названием staff-o-graph, а у нас он назывался просто раштр).



Разумеется, раштр у англичан измеряется в дюймах, вернее, в восьмых долях дюйма. Следовательно, он не должен совпадать с нашими раштрами, поскольку те измеряются в миллиметрах, и минимальный шаг у них полмиллиметра.

А вот и набор пунсонов для наколачивания нотных знаков с фиксированной формой.



Розеткус, оказывается, изобрели за 90 лет до Тёмы. Только его использовали в качестве подставки для пунсонов.



А вот изображения и названия разных раштров. Что удивительно, названия немецкие.



Хотя в заглавии книги упомянута только технология гравировки, несколько глав в ней посвящены и набору с подвижных литер. Вот, например, список литер из нотного шрифта Шенксов.



А вот верстатка с частично набранной системой нотоносцев.



В книге есть отдельная глава, описывающая рацпредложения и изобретения, связанные с нотопечатанием. Для каждого изобретения даже указан номер патента. Вот, например, станок для нотной печати с оптическим прицелом (в верхней части показано, как работает прицел).



Одна плохая новость из этой книги: очень многие награвированные нотные доски (состоящие на 95% из олова) были переплавлены на оружейных заводах в ходе Европейской войны (так они называли Первую мировую). И это происходило как в Германии, так и в Англии. Так что бумажные нотные отпечатки, дошедшие до наших дней, это и есть самая «твёрдая» копия.

Die Lehre vom Musiknotensatz

Сегодня получили книжку Рудольфа Виттена Die Lehre vom Musiknotensatz [«Наука нотного набора»] 1925 года издания. Очень ценное пособие. По полочкам разложен весь процесс нотного набора с подвижных литер.



Русский читатель мог получить очень общее представление об этом процессе из Очерка истории нотопечатания Б. П. Юргенсона (М., 1928), а также пошаговое описание набора из книги П. П. Коломнина Краткие сведения по типографскому делу (СПб., 1899; репринт М., 2008).

Книга Виттена отличается от вышеупомянутых своей узкой направленностью и детализацией. Отдельно описывается процесс разметки авторской рукописи и расчёт ранжира, приводятся схемы нотных касс разных эпох.

Показано, из каких кусочков состоит набор:


Еврейские ноты:


Касса:
books

Википедия

Обнаружил в серьёзной книге обширную дословную цитату из своей статьи в Википедии. Цитата без кавычек и без ссылки на источник. Теперь не знаю, то ли гордиться, то ли возмущаться.

Ниже — жёлтым и зелёным выделены совпадающие фрагменты текста.

Рядом с великими: Атовмьян и его время / Сост., текстолог. ред., коммент., исслед. разделы и предисл. Нелли Кравец.— М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2012. С. 429:



http://ru.wikipedia.org/wiki/Тритон_(издательство):



Говорила мне мама: не писать ничего важного в интернете (особенно анонимно), а только в бумажных изданиях. В серьёзных. Желательно, ВАКовских.

Каюсь, виноват: плюс ко всему, я нарушил правила Википедии, поместив в статью результаты оригинального исследования («орисс» в википедийной терминологии). Это запрещено, поскольку статьи должны лишь отражать существующую базу знаний, а не привносить новые. Однако я поленился писать отдельную статью про закрытие «Тритона» и куда-то её проталкивать, и поместил свои соображения здесь, чтоб не пропадали. И таки мы видим, что они не пропали: модераторы Википедии «орисс» не заметили и не удалили, зато его заметили другие.

В исследовательских кругах идут споры о том, позволительно ли вообще в серьёзной работе ссылаться на Википедию. Есть соображения и о том, что это просто рискованно. Однако если пользоваться научным аппаратом, рекомендуемым американской ассоциацией MLA, то и риска можно избежать и лицо сохранить.

Судя по всему, автор-составитель книги решила не париться со спецификой ссылок на Википедию и приписала текст себе. Кстати, на обложке книги написано, что она — профессор Тель-Авивского университета, ведёт курсы по русской музыке. Может быть, ящик золота из Израиля — это от неё, в качестве компенсации? :)

Подтекстовка вокальных партий

Вот так выглядело компьютерное рабочее место нотовода в издательстве Шотт в 1988 году:


А так происходила правка корректуры:


Но я не об этом. Система описывается в книге: Wanske Helene. Musiknotation. Von der Syntax des Notenstichs zum EDV-gesteuerten Notensatz.— Mainz: Schott, 1988.



Собственно, компьютерной программе посвящена вторая часть книги, а первая часть содержит очень подробное описание принципов нотного производства, которые применялись и при гравировке на меди, и при штамповке на бумаге, и при наборе в этой — на наш взгляд, доисторической — компьютерной программе. Полезно знание этих принципов и сегодня — хотя бы для того, чтобы знать, что за нас сегодняшние нотные программы делают, а что необходимо делать самим.

Предлагаю вниманию общественности свой перевод одного раздела книги — касающегося Подтекстовки вокальных произведений.

Немецкий язык — не самая сильная моя сторона, так что буду благодарен за возможные поправки.
78

Архитекторы Мраморного дворца

Итак, торговля идёт полным ходом. Спешите, спешите! Осталось не так уж много экземпляров нового бестселлера моего отца, книги Архитекторы мраморного дворца. Мистификации и реальность!



Что в этой книге? Великие архитекторы, не известные прежде художники, чиновники, карьеристы, отважные путешественники, въедливые реставраторы — все те, кто приложили руку к появлению и эволюции Мраморного дворца, одного из фрагментов величественного невского фасада Петербурга. Это не сборник биографий, но истории, связывающие этих людей с их творением. Истории часто загадочные, неожиданные, с множеством слоёв и переплетений, как структура мрамора.



Книга богато иллюстрирована рисунками и фотографиями разных эпох.





Это научный труд, читающийся, как детектив. Это книга об истории, звучащая современно. Это ожившие документы из архивов. Это восстановленный по крупицам ход событий и реконструированные по словесным описаниям чертежи.



Каждый из упомянутых в книге деятелей оставил на своей странице автограф.



Серьёзных исследователей отдельно порадует приложение, в котором содержатся полные копии описей Мраморного дворца, сделанных в 1785 и в 1849 годах.



Ну и, наконец, самое главное. Где купить?

В С.-Петербурге:
- на складе издательства «Композитор»: ул. Маяковского, 15. Тел. 272–49–43; 719–89–15;
- в магазине «Северная лира»: Невский пр., 26. Тел. 312–07–96;
- в магазине «Дом книги»: Невский пр., 28. Тел.: 448-23-57; 448-23-58;
- в магазине «Академкнига»: Литейный пр., 57. Тел.: 235-50-07; 230-13-28;
- в культурном и издательском центре «Эклектика»: Невский пр., 44. Тел.: 710-59-42; 710-59-54; 710-46-71; 710-46-77;
- в киоске Государственного архитектурно-строительного университета: 2-я Красноармейская ул., 4. Тел.: 575-06-53;
- в киоске факультета филологии СПбГУ: Университетская наб., 11. Тел.: 328-95-11, 328-62-13;
- на складе печатной продукции Государственного Русского музея: Инженерная ул., 4. Тел.: 595-42-00;
- в магазине-салоне Российской национальной библиотеки: Садовая ул., 18. Тел.: 310-44-87;
- в магазине ART-BOOK в Академии художеств: Университетская наб., 17, вестибюль АХ. Тел.: +7 (965) 002-51-15;
- в ЗАО «Русское искусство»: Инженерная ул., 4. Тел.: 347-87-34.

В городах России:
- на сайте издательства «Композитор» (ссылка прямая)

За рубежом:
- в интернет-магазине «Руслания» (ссылка прямая)

Всё для вас, дорогие читатели!

Глобал вишлист

Вообще-то у меня всё есть. Но иногда чего-то хочется. Потом это что-то забывается. Так что этот список больше для самого себя, а не для того, чтоб все мои друзья сейчас кинулись со всех ног мне это искать. Ссылку на этот пост помещу в юзер-инфо, и буду его время от времени дополнять.


  1. Шостакович Гликману. Письма к другу

  2. Гранин, Адамович. Блокадная книга (нужна бумажная, электронная есть)

  3. Клавир Мессии Генделя

  4. Бумажная или электронная версия книги Теда Росса: Ross Ted. Teach yourself the art of Music engraving and typesetting. Если бумажную, то лучше бы оригинальное издание.

  5. Комиксы Il était une fois... L’Homme

  6. Цингер Олег. Где в гостях, а где дома. Воспоминания. Рисунки автора. Париж: Альбатрос, 1994. 160 с.

  7. Максименков Леонид. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936–1938. М., 1997.

  8. Широкоугольный объектив

  9. Видеорегистратор (понятия не имею, какой)

  10. WiFi-маршрутизатор

  11. Внешний винчестер на 2Тб (один уже есть, хочу второй для backup)

  12. Маленькую клавиатурку Akai LPK 25

  13. Франк Яна. Муза, где твои крылья? М., 2013

  14. Философия дизайна Германа Цапфа. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографике. М.: ИздАЛ, 2013. ISBN 978-5-98062-067-7

  15. Щедровицкий Г. П.Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. М.: ИздАЛ, 2013. ISBN 978-5-98062-078-3

  16. Клавир Carmina burana Орфа

  17. Полное собрание сочинений Рея Бредбери

  18. Золотарёв В.А. Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах. М., 1957.

2001

Книги о Капелле и капелланах

Этот год был очень плодоносным для интересующихся историей Капеллы. Были напечатаны духовные сочинения Палладия Андреевича Богданова, долгие годы считавшиеся утраченными (они вышли ограниченным тиражом и не продаются, потому их не рекламирую). Кроме того, вышли книги воспоминаний и документов:

Кудрявцева Е. П. Мой музыкальный век.— СПб: «Береста», 2011.— 464 с., илл., портр., именной указатель.— ISBN 978-5-905225-16-1.



Двадцатый век в дирижёрском мире по праву может носить имя Е. П. Кудрявцевой. Тридцать лет её жизни были отданы хору Капеллы, и почти шестьдесят лет преподаванию в консерватории. Трудно найти страну мира, где на ведущих позициях не стояли бы её воспитанники. Учителям, коллегам и ученикам Елизаветы Петровны посвящена книга её воспоминаний.

Подробная информация о содержании книги и её приобретении: http://kapellanin.ru/names/kudriavtseva/myage/



Дмитриевский В. Н. Жизнь в эпизодах.— СПб: «Композитор ∙ Санкт-Петербург», 2011.— 320 с., илл., портр., именной указатель.— ISBN 978-5-7379-0472-1.



Виталий Николаевич Дмитриевский — известный московский театровед. Однако неслучайно на обложке его книги изображён концертный зал Петербургской капеллы — именно здесь В. Н. получил начальное образование, закончив Хоровое училище при Капелле за год до известных дирижёров А. С. Дмитриева и В. А. Чернушенко. В своих воспоминаниях Дмитриевский отводит значительное место эпохе своей учёбы в Капелле. Рассказывает в лицах о том, как проходили уроки, репетиции. Мэтры (такие, как П.А.Богданов, Г.А.Дмитревский, упомянутая выше Е.П.Кудрявцева и другие) оживают в его рассказах. В книге есть потрясающая глава, где имена героев изменены, но те, кто близок к музыкальной жизни Петербурга сегодня, без труда узнают прототипов.

Подробная информация о содержании книги и её приобретении: http://kapellanin.ru/names/1952/dmitrievsky/life/



Леонтий Бенуа и его время / Ред.-сост. В.А.Фролов.— СПб: РИИИ, 2008.— 448 с., цв. илл., именной указатель.— ISBN 978-586845-134-8.



Эта книга вышла три года назад но пока что осталась недооценена покупателем. В ней — научные статьи разных авторов, посвящённые художнику, архитектору, педагогу и общественному деятелю Леонтию Николаевичу Бенуа (1856–1928). Для капеллан это имя связано прежде всего с перестройкой комплекса зданий Капеллы в 1886–88 годах, осуществлённой по проекту Бенуа, после чего она приняла тот вид, который нам знаком сегодня. На обложке книги Дмитриевского (см. выше) изображение концертного зала Капеллы принадлежит руке Л.Н.Бенуа, и сделано им в качестве эскиза перед собственно постройкой. Одна из статей сборника (П.Ю.Трубинов. Певческая капелла: наследие Л.Н.Бенуа) подробно описывает процесс перестройки зданий Капеллы, а также отношение к зданию Капеллы её руководителей — Д.С.Бортнянского, М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Смоленского и других. Описывается предшествующая перестройке и последующая в XX веке история здания. Приводятся чертежи и рисунки Л.Н.Бенуа. Остальные статьи книги к Капелле отношения не имеют, но они не менее интересны.

Подробная информация о содержании книги и её приобретении: http://www.ruslania.com/entity-1/context-321/details-38632.html



Update: Чуть не забыл!!! Все три книги есть в магазине «Руслания», и сейчас в магазине проходит акция — до конца декабря в любую точку мира книги отправляются без почтовых расходов!
Vecherom sinim

«Выхожу один я на дорогу»

Вы могли бы, не заглядывая в источники, вспомнить, сколько строф в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и, соответственно, куплетов в положенном на него романсе Е.С.Шашиной? Оставьте, пожалуйста, ваш ответ в комментах.

А я, тем временем, Collapse )
Алёша рисует

PDF пополам

А что, уважаемые коллеги, существует ли утилита, которая умела бы отсканированные в PDF развороты книги разрезать на отдельные полосы? А то же самое в пакетном режиме?

Опасности контекстного меню

Продолжаем жалобную книгу.

Если вы утонете, то ко дну прилипнете.

Если вы набираете ноты в Finale и часто пользуетесь контекстным меню, то вас подстерегают неожиданности. Особенно — при работе с инструментом Нюанс .

Далее — схематично:
1. Чтобы вызвать контекстное меню для объекта, нужно щёлкнуть правой кнопкой по хендлу этого объекта.
2. Хендл объекта оказывается выделенным, однако если перед этим вы работали с другим объектом, то он тоже остаётся выделенным.
3. При выборе команды из контекстного меню вы думаете, что она подействует только на тот объект, для которого, собственно, и вызвано меню, однако изменён будет и тот объект, который вы редактировали перед этим, и с которого оказалось не снято выделение.
Пример.

Работая с одной из связанных партий, вы подвинули темповое обозначение Poco stringendo, а сразу после этого захотели погасить обозначение а2, необходимое в партитуре, но не нужное в партии. Вы щёлкнули правой кнопкой по хендлу a2 и в появившемся меню убрали галочку у пункта Show. В результате погасло не только a2, но и Poco stringendo. Вам повезло, если вы заметили это сразу.
Щёлкая поочерёдно правой кнопкой мыши на разных объектах, можно выделить их сколь угодно много — так, как будто при щёлкании удерживается клавиша Shift.

Это баг. И баг этот старый. Из тех версий, которые под рукой, он присутствует во всех версиях с 2006 по 2011. Есть подозрение, что он существует с тех пор, как появилось контекстное меню.

Я уже слышу возгласы заядлых финалистов о том, что в контекстном меню нет ничего такого, чего нельзя было бы вызвать клавишной комбинацией (то же гашение объекта выполняется через Ctrl-Alt-Shift-H). Да, да, и ещё раз да. Однако в параллельной реальности с вами существуют новички (а также — вечные новички), которые пользуются только меню и не знают (и знать не хотят или не помнят) клавишных комбинаций. Именно такие пользователи оказываются наиболее уязвимыми для этой вредоносной особенности программы.

Помимо применения клавишных сокращений можно посоветовать перед вызовом контекстного меню снимать выделение, щёлкнув левой кнопкой по пустому месту страницы или по хендлу нового объекта, для которого будет вызываться контекстное меню.